Вопрос: Существует ли обязанность вести табель учета рабочего времени дистанционного работника? Если да, как его заполнить, при том что стороны специально не согласовали режим рабочего времени в трудовом договоре?
Ответ: На наш взгляд, учитывая то, что дистанционный работник не находится под контролем работодателя, а режим рабочего времени и отдыха такой работник устанавливает себе по своему усмотрению, контролировать и учитывать фактически отработанное им рабочее время работодатель не должен и не может. Однако табель учета рабочего времени - первичный документ, который заполнять обязательно, ведь на основании него рассчитывается заработная плата работника. Сделать это можно методом регистрации отклонений (продолжительность отработанного времени не вносится, а отражается только время, когда работник не исполнял трудовые обязанности).
Обоснование: Дистанционной работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения, вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет. Дистанционными работниками считаются лица, заключившие трудовой договор о дистанционной работе (ст. 312.1 Трудового кодекса РФ).
Режим рабочего времени и времени отдыха дистанционного работника устанавливается им по своему усмотрению, поскольку иное не установлено трудовым договором (ст. 312.4 ТК РФ).
Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником (ст. 91 ТК РФ). По общему правилу в табель учета рабочего времени вносится информация о фактически отработанном работником времени и времени (днях), когда работник не исполнял свои трудовые обязанности, например был в отпуске или был нетрудоспособен.
Однако, на наш взгляд, нормы, регулирующие труд дистанционных работников, являются специальными по отношению к ст. 91 ТК РФ, дистанционный работник не подконтролен работодателю (он работает вне места нахождения работодателя, вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя), режим рабочего времени и отдыха такой работник устанавливает себе по своему усмотрению, поэтому работодатель не должен и не может контролировать и учитывать фактически отработанное им рабочее время.
Вместе с тем табель учета рабочего времени является первичным документом, на основании которого рассчитывается заработная плата работника (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"). Поэтому заполнение табеля учета рабочего времени в отношении дистанционного работника обязательно.
В табель учета рабочего времени можно вносить только информацию о времени (днях), когда работник не исполнял свои трудовые обязанности (отпуска, нетрудоспособности, исполнения государственных обязанностей, простоя и т.д.). При этом предполагается, что при отсутствии отклонений (нетрудоспособности, отпуска и т.п.) работник полностью отрабатывает норму рабочего времени, установленную правилами внутреннего трудового распорядка, коллективном договором, соглашением, трудовым договором (ст. 100 ТК РФ). В конце месяца при закрытии табеля указывается количество отработанных часов исходя из нормы рабочего времени и количества часов (дней), когда работник трудовые обязанности не исполнял (отклонений).
О.В.Кулагина
Издательство "Главная книга"
01.05.2015