Вопрос: Вправе ли налоговый орган при проведении в рамках выездной проверки осмотра помещений проверяемого налогоплательщика привлекать в качестве понятых работников правоохранительных органов РФ?
Ответ: Налоговый орган при проведении в рамках выездной налоговой проверки осмотра помещений проверяемого налогоплательщика вправе привлекать в качестве понятых работников правоохранительных органов РФ.
Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 89 Налогового кодекса РФ выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
В случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.
Согласно п. 13 ст. 89 НК РФ при необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном ст. 92 НК РФ.
Пунктом 1 ст. 82 НК РФ определено, что налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.
Таким образом, осмотр помещений налогоплательщика по своей сути является налоговым контролем.
Порядок проведения осмотра регламентируется ст. 92 НК РФ, п. 3 которой предусмотрено: осмотр производится в присутствии понятых. При проведении осмотра вправе участвовать лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель, а также специалисты.
В силу п. 1 ст. 98 НК РФ при проведении действий по осуществлению налогового контроля в случаях, предусмотренных НК РФ, вызываются понятые.
В соответствии с п. 2 ст. 98 НК РФ понятые вызываются в количестве не менее двух человек.
А согласно п. 3 этой же статьи НК РФ в качестве понятых могут быть вызваны любые не заинтересованные в исходе дела физические лица.
Пунктом 4 ст. 98 НК РФ прямо предусмотрено, что не допускается участие в качестве понятых должностных лиц налоговых органов.
Таким образом, положения ст. 98 НК РФ допускают возможность участия в качестве понятых лиц, не имеющих заинтересованности в исходе дела и не являющихся должностными лицами налогового органа.
При этом запрета на привлечение в качестве понятых физических лиц, являющихся работниками правоохранительных органов, положения ст. 98 НК РФ не содержат.
Исходя из изложенного можно предположить, что участие работников правоохранительных органов в качестве понятых при проведении налоговым органом осмотра помещений налогоплательщика, по нашему мнению, является правомерным.
Как отметил Второй арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 25.12.2006 по делу N А29-6176/06А, в силу п. 3 ст. 98 НК РФ в качестве понятых могут быть вызваны любые не заинтересованные в исходе дела физические лица. Понятые вызываются в количестве не менее двух человек (п. 2 ст. 98 НК РФ).
Как следует из протокола осмотра, в качестве понятого привлечен помощник прокурора, то есть один человек, что является нарушением требований п. 2 ст. 98 НК РФ.
Таким образом, арбитражный суд прямо признал допустимым участие в осмотре, проводимом налоговым органом, работника правоохранительных органов.
Е.А.Башарин
Юридическая компания "Юново"
01.05.2015