Вопрос: При проверке авансового отчета по служебной командировке работника у бухгалтера организации возник вопрос. В электронном авиабилете, купленном после 01.07.2015 и распечатанном на бумажном носителе, налог на добавленную стоимость за услуги по внутренней воздушной перевозке, выделенный отдельной строкой и предъявленный организации к оплате, указан в размере 18 процентов, хотя с 01.07.2015 данные услуги облагаются по ставке 10 процентов. Может ли организация принять к вычету налог на добавленную стоимость по данному авиабилету?
Ответ: Если в электронном авиабилете, купленном после 01.07.2015 и распечатанном на бумажном носителе, налог на добавленную стоимость за услуги по внутренней воздушной перевозке, выделенный отдельной строкой и предъявленный организации к оплате, указан в размере 18 процентов, то положениями действующих нормативно-правовых актов не предусмотрено самостоятельное изменение покупателем предъявленной ему продавцом услуги суммы налога, в данном случае рассчитанной исходя из ставки налога в размере 18 вместо 10 процентов. Однако в целях получения вычета по НДС организация вправе обратиться к продавцу услуги и попросить внести изменения в соответствующие документы. В случае если организация примет решение воспользоваться вычетом налога на добавленную стоимость, рассчитанного исходя из ставки налога в размере 18 процентов, то это может привести к тому, что вычет налога на добавленную стоимость будет признан контролирующими органами неправомерным.
Обоснование: В соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 164 Налогового кодекса РФ с 01.07.2015 услуги по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа (за исключением услуг, указанных в пп. 4.1 п. 1 ст. 164 НК РФ) подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 10 процентов. Согласно п. 7 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные по расходам на командировки, в частности, по расходам на проезд к месту служебной командировки и обратно, включая расходы на пользование в поездах постельными принадлежностями. В соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных, в частности, п. 7 ст. 171 НК РФ. При этом в п. 18 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость (разд. II Приложения N 4 к Постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 (далее - Постановление N 1137)), указано, что при приобретении услуг по найму жилых помещений в период служебной командировки работников и услуг по перевозке работников к месту служебной командировки и обратно, включая услуги по предоставлению в пользование в поездах постельных принадлежностей, в книге покупок регистрируются счета-фактуры либо заполненные в установленном порядке бланки строгой отчетности или их копии с выделенной отдельной строкой суммой налога на добавленную стоимость, выданные работнику и включенные им в отчет о служебной командировке. Согласно п. 2 Приказа Минтранса России от 08.11.2006 N 134 "Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации" маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники. Таким образом, при приобретении электронных авиабилетов для проезда работников к месту служебной командировки и обратно к вычету принимается сумма налога на добавленную стоимость, выделенная отдельной строкой в маршрут/квитанции электронного пассажирского билета, составленного автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок и распечатанного на бумажном носителе. Эта позиция подтверждается и официальными разъяснениями (Письмо Минфина России от 30.01.2015 N 03-07-11/3522).
Следовательно, для предъявления суммы налога на добавленную стоимость к вычету организация в книге покупок должна зарегистрировать заполненный в установленном порядке бланк строгой отчетности (маршрут/квитанцию электронного пассажирского билета) с суммой налога на добавленную стоимость, выделенной в этом документе отдельной строкой (то есть в ситуации, озвученной в вопросе, с суммой налога в размере 18 процентов). Положениями действующих нормативно-правовых актов (НК РФ, Постановление N 1137) не предусмотрено самостоятельное изменение покупателем предъявленной ему продавцом услуги суммы налога, в данном случае рассчитанной исходя из ставки налога в размере 18, а не 10 процентов. Однако организация вправе обратиться к продавцу услуги и попросить внести изменения в соответствующие документы. В случае если организация примет решение воспользоваться вычетом налога на добавленную стоимость, рассчитанного исходя из ставки налога в размере 18 процентов, то это может привести к тому, что вычет налога на добавленную стоимость будет признан контролирующими органами неправомерным. По официальной позиции (Письмо Минфина России от 25.07.2008 N 03-07-08/187) при уплате налога на добавленную стоимость по ставке, отличной от установленной НК РФ, у организации права на вычет по налогу на добавленную стоимость не возникает. Кроме того, суды также считают, что налогоплательщик не вправе по своему усмотрению изменять предусмотренную налоговым законодательством ставку налога (Постановление Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 N 13893/08).
М.М.Яковлева
ООО "М-СТАЙЛ"
Региональный информационный центр
01.02.2016