Вопрос: Организация ежемесячно выплачивает всем своим работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, дополнительную компенсацию в сумме минимального размера оплаты труда. Компенсация выплачивается с момента исполнения ребенку полутора лет до окончания названного отпуска. Обязанность работодателя по осуществлению данных выплат закреплена в коллективном договоре. Вправе ли организация включить суммы компенсаций в состав расходов на оплату труда, учитываемых при исчислении налога на прибыль?
Ответ: Ежемесячная дополнительная компенсация (сверх суммы, установленной действующим законодательством), добровольно выплачиваемая организацией работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, с момента исполнения ребенку полутора лет до окончания названного отпуска, не учитывается при исчислении налога на прибыль. Данные выплаты не отвечают требованиям ст. ст. 252 и 255 Налогового кодекса РФ, так как они не связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей, не зависят от результатов их труда, не направлены на получение дохода организацией.
Обоснование: Согласно ст. 256 Трудового кодекса РФ женщине (по ее заявлению) предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Причем данный отпуск может быть использован полностью или по частям также отцом ребенка, бабушкой, дедушкой, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за малышом.
В период нахождения в отпуске ухаживающие за ребенком лица, подлежащие обязательному социальному страхованию, вправе рассчитывать:
- на ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
- на ежемесячную компенсацию.
Названное ежемесячное пособие выплачивается работнику со дня предоставления ему отпуска до достижения ребенком возраста полутора лет. Выплата составляет 40% среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. При этом в 2015 г. пособие не может быть меньше (с учетом ежегодной индексации) 2718,34 руб. по уходу за первым ребенком и 5436,67 руб. по уходу за вторым и последующими детьми (ст. ст. 13 - 15, 4.2 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"). Застрахованным лицам пособие выплачивается за счет средств ФСС РФ (п. 59 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н).
В свою очередь, размер ежемесячной компенсации лицам, воспитывающим детей, установлен Указом Президента РФ от 30.05.1994 N 1110 и составляет 50 руб. в месяц. Причем неважно, за одним или несколькими детьми ухаживает женщина (или иное лицо) во время нахождения в отпуске.
Компенсация выплачивается работнику (по его заявлению), состоящему в трудовых отношениях с организацией на условиях найма, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до его окончания при отсутствии иных обстоятельств, влекущих прекращение выплат (п. п. 11, 15, 17 Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 N 1206).
Согласно п. 20 названного Порядка источником выплаты компенсации являются средства организации-работодателя. При этом суммы компенсаций организация вправе учесть в составе расходов на оплату труда на основании ст. 255 НК РФ (Письмо Минфина России от 15.09.2009 N 03-03-06/4/78).
Что касается признания в целях налогообложения сумм компенсаций, добровольно выплачиваемых налогоплательщиком-работодателем на основании коллективного договора сверх установленной Указом Президента РФ суммы, то такое превышение при исчислении налога на прибыль не уменьшает доходы от реализации товаров (работ, услуг). Данные выплаты не связаны с выполнением работниками трудовой функции, с достижением ими каких-либо производственных результатов, то есть носят непроизводственный характер. Следовательно, компенсации не имеют отношения к оплате труда и не направлены на получение дохода. Иными словами, они не отвечают требованиям п. 1 ст. 252 и ст. 255 НК РФ.
Аналогичные выводы сделаны в Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.06.2015 N Ф04-18551/2015. Судьи указали, что расходы на выплату находящимся в отпуске по уходу за ребенком работникам дополнительных компенсаций, осуществляемых на основании коллективного договора или локального нормативного акта, могут быть учтены в составе расходов для целей налогообложения прибыли только при условии, что они соответствуют требованиям ст. 252 НК РФ. То есть такие расходы должны быть непосредственно связаны с выполнением работниками своих трудовых обязанностей в рамках трудовых отношений.
Кроме того, дополнительные компенсации не отвечают требованиям ст. 255 НК РФ. Они не являются выплатами стимулирующего характера, поскольку не связаны с производственными результатами работников, выплачиваются не в связи с достижением ими каких-либо производственных результатов, профессионального мастерства, высоких достижений в труде, а в связи с наступлением не зависящего от них события - нахождения в отпуске по уходу за ребенком.
В итоге арбитры пришли к выводу, что рассматриваемые компенсации не должны учитываться при исчислении налога на прибыль в составе расходов на оплату труда.
Отдельные судебные органы против обложения дополнительных компенсаций страховыми взносами, подлежащими уплате в ФСС РФ, ФФОМС и ПФР.
Как указано в Постановлении ФАС Поволжского округа от 07.04.2014 по делу N А72-9262/2013, данные выплаты являются мерой социальной поддержки работниц, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, а не оплатой их труда, не являются стимулирующими, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения работы. В связи с этим они не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов, уплачиваемых в ПФР.
В Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 04.06.2015 N Ф04-19388/2015 сделаны такие выводы: спорные выплаты не могут быть признаны компенсационными или стимулирующими в смысле ст. 129 ТК РФ, поскольку не призваны компенсировать работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, или иные неблагоприятные последствия, не имеют целью мотивацию труда, повышение квалификации, качества труда или количества выпускаемой продукции или оказываемых услуг. Дополнительные компенсации носят социальный характер, не обусловлены выполнением работниками трудовой функции и условиями труда, не включаются в состав оплаты труда, а следовательно, не относятся к объекту обложения страховыми взносами.
Н.В.Никифорова
Консалтинговая группа "Аюдар"
25.08.2015