Вопрос: Строительная организация зарегистрирована в одном субъекте (г. Санкт-Петербург), строительный объект находится в другом субъекте (Московская область). Организация привлекает на работу иностранных работников из Белоруссии, временно пребывающих в РФ, состоящих на миграционном учете по месту нахождения организации. Вправе ли организация направлять на работу таких работников в другой субъект по месту нахождения строительного объекта?
Ответ: Строительная организация - работодатель, зарегистрированная в г. Санкт-Петербурге, строительный объект которой находится в другом субъекте (Московская область), вправе направить на работу по месту нахождения строительного объекта иностранного работника - гражданина Республики Беларусь.
Обоснование: В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.
В связи с изменениями Закона N 115-ФЗ, вступившими в силу с 1 января 2015 г., для осуществления деятельности временно пребывающими иностранными гражданами в безвизовом режиме на территории РФ необходимо оформлять патент, что согласуется со ст. 2 Закона N 115-ФЗ, а именно патент - документ, подтверждающий в соответствии с настоящим Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности. Порядок получения патента закреплен в ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ.
В соответствии с п. 4.2 ст. 13 Закона N 115-ФЗ временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу. Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами).
Работодатель не вправе направлять в другие субъекты РФ иностранных работников при наличии и оформлении разрешительных документов для осуществления трудовой деятельности на территории РФ, к таким категориям работников граждане-белорусы не относятся. В силу международных норм работодатель вправе направить такого работника в другой субъект (Московская область) по месту нахождения строительного объекта, так как работнику-белорусу не нужно оформлять разрешительных документов и он вправе трудиться на территории РФ на равных правах с российскими гражданами.
Однако в силу международных норм в отношении граждан Республики Беларусь установлены льготные привилегии, а именно Решением Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 "О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий" (далее - Решение N 4) установлено, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется.
Граждане государства выезда, осуществляющие трудовую деятельность на территории государства трудоустройства, имеют равные права с гражданами государства трудоустройства в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда и других вопросах трудовых отношений (п. 2 Решения N 4).
Кроме того, в п. 1 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее - Договор о ЕАЭС) указано, что работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства.
Согласно п. 4 ст. 97 Договора о ЕАЭС трудовая деятельность трудящегося государства-члена регулируется законодательством государства трудоустройства с учетом положений настоящего Договора о ЕАЭС.
На основании вышеперечисленных международных норм гражданам-белорусам не надо оформлять никакие разрешительные документы для осуществления трудовой деятельности на территории РФ.
Таким образом, работодатель вправе направить на работу по месту нахождения строительного объекта работника-белоруса.
В.Г.Панфилова
ООО "М-СТАЙЛ"
Региональный информационный центр
20.09.2015