Вопрос: Организацией не исчислены страховые взносы в ПФР, ФСС РФ и ФФОМС в отношении компенсации за неиспользованный отпуск, выплаченной уволенному работнику. В сведениях индивидуального (персонифицированного) учета, представленных в ПФР, сведения о страховых взносах, не начисленных в отношении такой выплаты, не указаны. Может ли организация быть привлечена к ответственности по ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в виде штрафа, рассчитанного от суммы неправомерно не начисленных организацией страховых взносов?
Ответ: Учитывая судебную практику, организация не может быть привлечена к ответственности по ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) в виде штрафа, рассчитанного от суммы неправомерно не начисленных организацией страховых взносов в отношении компенсации за неиспользованный отпуск, выплаченной уволенному работнику. В то же время допущенное организацией нарушение, выразившееся в неначислении страховых взносов, влечет за собой ответственность по ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) и начисление пеней.
Обоснование: В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ, все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск.
Следует иметь в виду, что на основании ч. 1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Кроме того, согласно ч. 3 ст. 25 Закона N 212-ФЗ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным Законом N 212-ФЗ сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно начисляются пени.
Следовательно, страховые взносы в отношении компенсации за неиспользованный отпуск, выплаченной уволенному работнику, не начислены в рассматриваемой ситуации организацией неправомерно, что влечет привлечение к ответственности по ч. 1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ и начисление пеней.
На основании пп. 7 п. 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения о сумме начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования.
В п. 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ не указано на представление сведений в отношении страховых взносов, которые не начислены страхователем, в том числе неправомерно.
Статьей 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах к такому страхователю применяются финансовые санкции в виде взыскания 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Как следует из данной нормы, штраф в виде взыскания 5 процентов рассчитывается также от суммы начисленных страховых взносов.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 02.10.2012 N 7828/12 сформулирована позиция о том, что страхователь обязан представить сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, фактически им начисленных. В то же время обязанности страхователя по представлению сведений о выплатах, не включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, которые им не начислялись, Закон N 27-ФЗ не предусматривает.
Данная позиция активно применяется судами (см., например, Определения Верховного Суда РФ от 16.02.2015 N 310-КГ14-8303 и от 01.12.2014 N 301-КГ14-4197, Постановления Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.02.2015 N Ф04-15719/2015, Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2015 N 04АП-6247/2014).
В Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2015 N 07АП-2852/2015 суд указал, что по смыслу ст. 17 Закона N 27-ФЗ сумму штрафа следует исчислять от платежей за тех застрахованных лиц, в отношении которых сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, не были представлены либо представленные сведения являются недостоверными. Факт необоснованного невключения им в расчетную базу для исчисления страховых взносов и непредставления в Пенсионный фонд РФ сведений о суммах страховых взносов, которые им не начислялись, не образует состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ.
Таким образом, организация не может быть привлечена к ответственности по ст. 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа, рассчитанного от суммы неправомерно неначисленных организацией страховых взносов в рассматриваемой ситуации.
Т.В.Берилко
Главный специалист-эксперт
отдела методологии
бюджетного контроля и аудита
Департамента бюджетной методологии
Минфина России
22.09.2015