Вопрос: Организация использовала здание для производственных целей (швейная фабрика). Учитывая его выгодное расположение (центральная часть г. Москвы), принято решение переместить производство в другое место, а здание переоборудовать в торгово-офисный центр. Разрешения на перепланировку и прочее получены осенью 2015 г., работы по реконструкции завершены в июне 2016 г. Как организации уплатить налог на имущество (с балансовой стоимости или кадастровой) в 2015 и 2016 гг.?
Ответ: В случае если здание швейной фабрики по какому-либо из оснований, определенных Законом г. Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон N 64) с учетом положений ст. 378.2 Налогового кодекса РФ, включено в Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых исчисляется как кадастровая стоимость, на соответствующий налоговый период, то налог в этом налоговом периоде исчисляется исходя из кадастровой стоимости, если не включено - исходя из среднегодовой стоимости. Если организация будет исчислять налог исходя из кадастровой стоимости, налогоплательщик вправе воспользоваться налоговыми льготами, которые определены в ст. 4.1 Закона N 64.
Обоснование: На основании п. 2 ст. 375, ст. 378.2 НК РФ и ст. 1.1 Закона N 64 в г. Москве установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества исходя из их кадастровой стоимости.
В частности, согласно п. п. 1 и 2 ст. 1.1 Закона N 64 налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 3000 кв. м и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 2000 кв. м и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пп. 1 п. 7 ст. 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Согласно п. 10 ст. 378.2 НК РФ выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период, за исключением предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ случаев образования в течение налогового периода новых объектов из объектов, включенных в перечень.
Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых в налоговом периоде 2015 г. исчисляется как кадастровая стоимость, определен Постановлением Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - Перечень).
В налоговом периоде 2016 г. налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется исходя из кадастровой стоимости в соответствии с Перечнем, утвержденным тем же Постановлением Правительства Москвы N 700-ПП.
Согласно п. 3 ст. 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20% общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20% его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
По какому-либо из указанных оснований (например, в случае соответствия вида разрешенного использования земельного участка видам, указанным в пп. 1 п. 3 ст. 378.2 НК РФ, или в случае, если не менее 20% площадей фабрики фактически использовались для размещения офисов) здание швейной фабрики могло было быть включено в Перечень на 2015 г. и (или) на 2016 г.
Учитывая изложенное, в случае если здание фабрики было включено в Перечень на 2015 г., организация должна исчислять налог и авансовые платежи за 2015 г. исходя из кадастровой стоимости этого здания.
Если же здание фабрики не было включено в Перечень на 2015 г., то налог и авансовые платежи по налогу за налоговый и отчетные периоды 2015 г. должны исчисляться исходя из среднегодовой (средней) стоимости здания.
Что касается 2016 г., то в аналогичном порядке налог и авансовые платежи исчисляются исходя из кадастровой стоимости в случае включения здания в Перечень на 2016 г. и по среднегодовой стоимости - в случае невключения здания в Перечень на 2016 г.
При этом следует иметь в виду, что ч. 2.1 ст. 4.1 Закона N 64 в отношении объектов, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, установлена льгота в виде уплаты 25% от исчисленной в отношении нежилых зданий (строений, сооружений) суммы налога при одновременном соблюдении следующих условий:
1) нежилые здания (строения, сооружения) и помещения в них не переданы в пользование третьим лицам и используются налогоплательщиком для размещения рабочих мест работников, обеспечивающих его производственную деятельность;
2) нежилые здания (строения, сооружения) расположены на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает только размещение объектов промышленности и (или) производства и (или) административных зданий (строений, сооружений) промышленности, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок промышленности;
3) на земельных участках, указанных в п. 2 настоящей части, или на прилегающих к ним земельных участках расположены находящиеся в собственности налогоплательщика нежилые здания (строения, сооружения), используемые им для осуществления производственной деятельности, и данные нежилые здания (строения, сооружения) и помещения в них не переданы налогоплательщиком в пользование третьим лицам.
О.В.Хритинина
Советник государственной
гражданской службы РФ
2 класса
18.08.2016