Вопрос: Организация находится на УСН с объектом "доходы минус расходы". При подписании договоров с покупателями им вручаются сувениры как с логотипом организации, так и без него. Можно ли учесть расходы на их покупку при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН?
Ответ: В качестве рекламных можно признать только расходы на сувениры с логотипом. Расходы на сувениры без логотипа признать нельзя, поскольку они не предусмотрены п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ.
Обоснование: Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы учитывают расходы, предусмотренные п. 1 ст. 346.16 НК РФ, при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ (п. 2 ст. 346.16, п. 2 ст. 346.18 НК РФ).
Перечень расходов, предусмотренный п. 1 ст. 346.16 НК РФ, является закрытым (полным). Расходы на приобретение сувениров с логотипом непосредственно не связаны с производственной деятельностью, поэтому их нельзя отнести к материальным затратам, которые учитываются в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
Такие расходы можно признать в качестве рекламных на основании пп. 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Реклама - это информация, адресованная неопределенному кругу лиц (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе").
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена (Письмо ФАС России от 05.04.2007 N АЦ/4624 (направлено Письмом ФНС России от 25.04.2007 N ШТ-6-03/348@)).
Распространение такой информации об организации, товаре, услуге признается распространением среди неопределенного круга лиц, в том числе в случаях распространения сувенирной продукции в качестве подарков. Ведь в этом случае заранее невозможно определить всех лиц, для которых такая информация будет доведена.
Распространяться с целью привлечения покупателей могут сувениры с логотипом и без логотипа организации.
Но в качестве рекламных считаются только расходы на сувениры с логотипом. Расходы на сувениры без логотипа не предусмотрены п. 1 ст. 346.16 НК РФ, и их признать нельзя.
Расходы на нанесение юридическим или физическим лицом логотипов или товарных знаков на сувенирную продукцию (авторучки, футболки, пакеты, календари и прочее) осуществляются в рекламных целях независимо от дальнейшего распространения данной продукции работникам, партнерам данной организации или третьим лицам, в том числе на безвозмездной основе (Письмо ФАС России от 23.01.2006 N АК/582 (направлено Письмом ФНС России N ШТ-6-03/348@)).
Таким образом, в качестве рекламных можно признать только расходы на сувениры с логотипом. Расходы на сувениры без логотипа признать нельзя, поскольку они не предусмотрены п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
И.Н.Шульга
Группа компаний
"Аналитический Центр"
14.07.2016