Вопрос: Организация заключила с физическим лицом (не индивидуальным предпринимателем) договор гражданско-правового характера об осуществлении функций системного администратора локальной вычислительной сети заказчика. Если претензий к качеству исполнения услуг у заказчика нет, то услуги считаются оказанными в полном объеме, при этом письменные акты об оказании услуг не оформляются. В соответствии с договором заказчик не обязан уплачивать страховые взносы на страхование от несчастных случаев на производстве. Стоимость услуг по договору фиксированная в месяц.
Существует ли риск, что ФСС РФ при проверке организации переквалифицирует договор гражданско-правового характера в трудовой и доначислит взносы на травматизм по причине отсутствия письменных актов об оказании услуг?
Ответ: В описанной ситуации существует риск доначисления ФСС РФ взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для организации, поскольку гражданско-правовой договор может быть признан фактически регулирующим трудовые правоотношения.
Обоснование: Из вопроса можно сделать предположение о том, что с указанным физическим лицом заключен договор возмездного оказания услуг.
Из п. 1 ст. 702, п. 1 ст. 779, ст. 783 Гражданского кодекса РФ следует, что для договора возмездного оказания услуг (в отличие от договора подряда) факт их приемки не является существенным условием. Оплата оказанных услуг свидетельствует об исполнении заказчиком своих обязательств.
Также и ст. ст. 779 - 781 ГК РФ не предусматривают в качестве существенного условия письменную форму приемки оказанных услуг. Соответственно, стороны договора свободны в определении способа приемки оказанных услуг - с составлением акта или без такового.
Таким образом, сам факт отсутствия акта приемки оказанных услуг не может являться основанием для переквалификации договора гражданско-правового характера (договора возмездного оказания услуг) в какой-либо другой договор.
А вот при заключении договора подряда исходя из формулировок п. 1 ст. 702, ст. 720 ГК РФ приемка выполненных работ должна быть надлежащим образом оформлена.
Но, по нашему мнению, при наличии договора подряда само по себе отсутствие актов приемки выполненных работ не может быть расценено как основание для переквалификации договора в трудовой, так как приемка работ не является формой согласования условий сделки.
Следует помнить, что риски в описанной в вопросе ситуации заключаются в следующем.
Частью 1 ст. 15 Трудового кодекса РФ установлено, что отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, признаются трудовыми отношениями.
При этом в каждом конкретном случае стороны (работодатель и нанимающееся физическое лицо) должны четко осознавать характер желаемых взаимоотношений. И здесь базовыми первичными критериями дифференциации трудовых отношений от отношений гражданско-правовых (ст. 2 ГК РФ, ст. 15 ТК РФ и пп. "a" и "b" п. 4 Рекомендации N 198 Международной организации труда "О трудовом правоотношении" (принята в г. Женеве 15.06.2006 на 95-й сессии Генеральной конференции МОТ)) могут стать самостоятельность труда, самозанятость исполнителя (работника) и наличие отношений субординации.
Самостоятельность труда предполагает полную либо преимущественно полную организацию собственного труда исполнителем, в том числе обеспечение себя как производственными площадями, так и средствами производства.
Самозанятость гражданина (в приведенном в обращении примере) означает осуществление исполнителем по договору (оказание услуг) предпринимательской деятельности как основного способа получения дохода. При этом в соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ правом на осуществление предпринимательской деятельности без образования юридического лица гражданин наделяется только после прохождения процедуры государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в порядке, предусмотренном гл. VII.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Отсутствие государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя может свидетельствовать о несамозанятости гражданина и являться одним из оснований для переквалификации договора в трудовой.
Наличие отношений субординации предполагает подчиненность лица при выполнении работ или оказании услуг по договору с полным подчинением заказчику (работодателю), правом последнего при организации работ на изменение условий труда (с соблюдением установленных процедур), постоянный и полный контроль, возможность отстранения от работы и привлечения к дисциплинарной ответственности и т.д.
Совокупность самостоятельного труда самозанятого гражданина и отсутствие отношений субординации в большей мере влечет необходимость заключения договора, урегулированного гражданским законодательством, и наоборот, совокупность несамостоятельного труда несамозанятого гражданина в условиях субординации свидетельствует о наличии трудовых отношений и необходимости заключения трудового договора.
Кроме того, трудовые правоотношения характеризуются исполнением нанятой стороной трудовой функции - некоего непрерывного относительно неопределенного (в окончательной форме) объема работы, заинтересованностью работодателя в большей мере в процессе труда, нежели в его окончательном результате. В гражданско-правовых отношениях заказчика процесс труда как таковой практически не интересует - он заинтересован в окончательном материализованном продукте либо оконченной услуге.
Из вопроса можно сделать вывод о заинтересованности нанимающей стороны в процессе организации постоянного бесперебойного администрирования локальной вычислительной сети, нежели в ее разовой организации и устранении возникающих сбоев по заявкам.
В любом случае нанимающая физическое лицо сторона исходя из принципа добросовестности должна оценить самостоятельно характер возникающих, а равно возникших правоотношений. Следует также помнить о запрете на заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые правоотношения, установленном ч. 2 ст. 15 ТК РФ.
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ) обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является самостоятельным видом социального страхования.
Из п. 1 ст. 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ следует, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений. В рамках же гражданско-правовых отношений объектом обложения признаются суммы, выплаченные в качестве вознаграждения только в случае, если эта обязанность предусмотрена самим договором.
Случаи заключения гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения (если такими гражданско-правовыми договорами не предусмотрено отчисление взносов на обязательное социальное страхование в соответствии с Федеральным законом N 125-ФЗ), через нарушение требований ч. 2 ст. 15 ТК РФ уменьшают базу для начисления страховых взносов.
Подпунктами 7 - 8.4 п. 1 ст. 18 Федерального закона N 125-ФЗ страховщику (Фонду социального страхования РФ и его территориальным органам) предоставлены полномочия проводить проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов страхователями, требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок, в порядке, установленном указанным Федеральным законом, требовать от страхователей и их уполномоченных представителей устранения выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и контролировать выполнение указанных требований, взыскивать недоимку, а также пени и штрафы в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Соответственно, при проведении проверок страхователей, в случае выявления фактов заключения гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих (регулировавших в проверяемом периоде) трудовые правоотношения, если такими гражданско-правовыми договорами не была предусмотрена обязанность по отчислению взносов на обязательное социальное страхование, а также при условии, что исполнитель по договору не зарегистрирован в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя, территориальный орган Фонда социального страхования РФ вправе доначислить взносы на обязательное социальное страхование (ввиду фактического исполнения гражданином обязательств в рамках трудовых, а не гражданско-правовых отношений), а также потребовать уплаты пеней и штрафов.
Право территориальных органов Фонда на такие действия неоднократно подтверждено судебной практикой (например, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21.12.2016 N Ф02-6695/2016, Определение Верховного Суда РФ от 17.01.2017 N 307-КГ16-18609).
Имеющаяся судебная практика по отмене решений территориальных органов Фонда социального страхования РФ о доначислении взносов на обязательное социальное страхование основана не на отрицании возможности такого доначисления, а на недоказанности фактов существования именно трудовых отношений (см., например, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27.11.2014 N Ф02-5005/2014, Определение Верховного Суда РФ от 26.03.2015 N 305-КГ15-1084).
Таким образом, в описанной в вопросе ситуации существуют риски доначисления взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для организации, поскольку гражданско-правовой договор может быть признан фактически регулирующим трудовые правоотношения по существу (физические лицо не зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя, акты об оказании услуг не оформляются, оплата зависит не от результата работ, услуг, а выплачивается раз в месяц, длительный характер работы, важность процесса труда, а не конкретного результата). Аналогичные риски существуют и в рамках обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (пп. 2 п. 3 ст. 422 Налогового кодекса РФ).
Р.Б. Юльчиев
Государственное учреждение -
Самарское региональное отделение
Фонда социального страхования
Российской Федерации
03.07.2017