Должностные инструкции - примеры, тексты, образцы
style="max-height: 50vh;">
Вопрос - ответ кадрового производства! Страница 17
style="max-height: 50vh;">
Вопрос: Как вносятся изменения в порядок индексации заработной платы работников? Могут ли изменения ухудшать положение работников по сравнению с действующим порядком? Требуется ли получать согласие работников?

Ответ: Изменения в порядок индексации заработной платы работников должны вноситься в зависимости от имеющихся у работодателя документов, которыми установлен указанный порядок индексации.
Если указанный порядок индексации был предусмотрен в коллективном договоре организации, то изменения вносятся в соответствии с требованиями ст. 44 Трудового кодекса РФ.
При установлении порядка индексации локальным нормативным актом работодателя изменения вносятся в соответствии с распорядительными документами, действующими у работодателя (ст. 22 ТК РФ). В данном случае необходимо учитывать, что в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 372 ТК РФ перед принятием решения работодатель направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.
При внесении изменений в коллективный договор или в локальный нормативный акт работодателя согласие работника не требуется, так как от имени работников согласование таких изменений осуществляется с выборным органом первичной профсоюзной организации, представляющим интересы всех или большинства работников. При соблюдении необходимой процедуры согласования изменений положение работников в части индексации заработной платы может быть ухудшено по сравнению с ранее установленным порядком.

Обоснование: В соответствии с требованиями ст. 134 ТК РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Конституционный Суд РФ в своем Определении от 17.06.2010 N 913-О-О указывает, что индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности и по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников.
В соответствии с требованиями ст. ст. 2, 130 и 144 ТК РФ индексация заработной платы должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору. Нормативные положения, предоставляющие работодателям, которые не получают бюджетного финансирования, право самостоятельно (в том числе с участием представителей работников) устанавливать порядок индексации заработной платы, обеспечивают им (в отличие от работодателей, финансируемых из соответствующих бюджетов) возможность учитывать всю совокупность обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателя, и не могут рассматриваться как неопределенные и нарушающие их конституционные права.
Кроме того, из п. 2 Определения Конституционного Суда РФ от 17.07.2014 N 1707-О следует, что федеральный законодатель, не установив конкретные правила индексации для не финансируемых из бюджета работодателей, преследовал в том числе и цель оградить их от непосильного обременения и одновременно - через институт социального партнерства - гарантировать участие работников и их представителей в принятии соответствующего согласованного решения.
Порядок индексации заработной платы может быть установлен локальным нормативным актом, коллективным договором, соглашением (ч. 2 ст. 5 и ч. 1 ст. 9 ТК РФ).
При необходимости внесения изменений в порядок индексации заработной платы работников такие изменения должны производиться в соответствии с требованиями ТК РФ к такой процедуре.
Так, в отношении коллективного договора (при его наличии у работодателя) нормами ТК РФ не установлено каких-либо жестких требований к внесению изменений и дополнений в коллективный договор. В соответствии с требованиями ст. 44 ТК РФ изменения и дополнения коллективного договора производятся в порядке, установленном для процедуры принятия коллективного договора, либо в порядке, предусмотренном в самом коллективном договоре. Если коллективный договор не содержит особого порядка внесения в него изменений, они вносятся путем коллективных переговоров, как и при заключении коллективного договора. Следует учитывать, что при изменении условий коллективного договора, как и сам коллективный договор, необходимо пройти соответствующую уведомительную регистрацию в государственных органах по труду (ст. 50 ТК РФ).
По вопросу внесения необходимых изменений о порядке индексации заработной платы в локальный акт трудовое законодательство не содержит соответствующих норм. Принятие локального нормативного акта ТК РФ отнесено к компетенции работодателя (ст. 8 ТК РФ).
Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников (ч. 4 ст. 135 ТК РФ). Следовательно, такой же порядок сохраняется и при внесении в них изменений. Общий порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации предусмотрен ст. 372 ТК РФ. Согласно приведенной норме работодатель в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников. Порядок внесения соответствующих изменений в локальные акты работодателя может быть подробно регламентирован соответствующим локальным актом организации по делопроизводству и документообороту.
В соответствии с требованиями ст. 8 ТК РФ нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного ст. 372 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. Аналогичная норма содержится в ч. 3 ст. 50 ТК РФ в отношении коллективного договора.
Так как коллективный договор является правовым актом, заключаемым между работниками и работодателем в лице их представителей (ст. 40 ТК РФ), внесение изменений в него невозможно без переговоров с представителем работников, в большинстве случаев с выборным органом первичной профсоюзной организации, представляющим интересы всех или большинства работников.
При внесении изменений в локальные нормативные акты нормами ТК РФ предусмотрено согласование таких изменений с выборным органом первичной профсоюзной организации, представляющим интересы всех или большинства работников (ст. 44, ч. 4 ст. 135, ст. 372 ТК РФ).
Таким образом, прямого получения согласия работников на внесение изменений в коллективный договор или в локальный нормативный акт работодателя не нужно, так как согласование указанных документов осуществляется через представительный орган объединения работников в порядке, предусмотренном нормами ТК РФ. При соблюдении необходимой процедуры согласования изменений положение работников в части индексации заработной платы может быть ухудшено по сравнению с ранее установленным порядком.

Ю.А.Доценко
Государственный советник юстиции
Российской Федерации
2 класса
Государственная инспекция труда
в Пермском крае
27.01.2016



style="max-height: 50vh;">
 
Страница 1 >> 2 >> 3 >> 4 >> 5 >> 6 >> 7 >> 8 >> 9 >> 10 >> 11 >> 12 >> 13 >> 14 >> 15 >> 16 >> 17 >> 18 >> 19 >> 20 >> 21 >> 22 >> 23 >> 24 >> 25 >> 26 >> 27 >> 28 >> 29 >> 30
правое меню
Инструкции по направлениям:
   Дирекция, офис
   Бухгалтерия
   Отдел документационного обеспечения, канцелярия, архив
   Юридический отдел
   Отдел по патентной работе
   Планово-экономический отдел
   Финансовый отдел
   Отдел организации и оплаты труда, нормирования труда, социального развития
   Охрана труда
   Отдел охраны окружающей среды
   Отдел кадров (персонала)
   Отдел подготовки кадров
   Военно-учетный стол
   Коммерческая, корпоративная служба
   Отдел контроля качества
   Отделы снабжения, сбыта, продаж
   Рекламные и информационные службы
   Отдел маркетинга
   Отдел по защите информации
   Службы безопасности и охраны, пропускные службы
   Вычислительный (информационно-вычислительный) центр
   Статистический отдел
   Инвестиционно-аналитическое подразделение
   Редакционно-издательский отдел
   Производственно-диспетчерская служба
   Служба главного энергетика
   Отдел стандартизации
   Служба главного механика
   Служба главного технолога
   Транспортная и складская служба
   Хозяйственный и жилищно-коммунальный отделы
   Служба главного инженера, технический отдел
   Службы технического обслуживания
   Отдел комплектации оборудования
   Служба главного конструктора
   Исследовательские, производственные лаборатории
   Автотранспортные предприятия и подразделения
   Медицинские организации
   Организации железнодорожного транспорта
   Организации морского транспорта
   Организации лесной и деревоперерабатывающей промышленности
   Организации сельского хозяйства
   Должностные инструкции в строительстве
   Организации физкультуры и спорта
   Организации авиации
   Организации ракетно-космической промышленности
   Организации сферы туризма
   Организации культуры и искусства
   Организации образования
   Организации общественного питания
   Архивное дело
Переводы
Наши счетчики:
Copyright 2009 - 2018г. Образцы, тексты и примеры Должностных инструкций. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!