Вопрос: Организация по просьбе работника выдала на руки его трудовую книжку на один день для передачи в ПФР. Какие последствия возникают у работодателя, если работник потеряет оригинал трудовой книжки?
Ответ: С момента получения в установленном порядке на руки трудовая книжка, являющаяся собственностью работника, находится на хранении у работника под его ответственностью.
Работодатель в случае потери работником трудовой книжки на основании его письменного заявления обязан оформить работнику дубликат не позднее 15 дней со дня подачи заявления.
Обоснование: Трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 66 Трудового кодекса РФ).
Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 "О трудовых книжках" (далее - Правила), а Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69 утверждена Инструкция по заполнению трудовых книжек.
Работодатель (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше 5 дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной.
В соответствии с трудовым законодательством трудовые книжки работников должны храниться в организации в установленном порядке. Работника знакомят под его личную подпись с записями в трудовой книжке (п. 12 Правил).
Статьей 18 Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О страховых пенсиях" и "О накопительной пенсии" внесены изменения в ст. 62 ТК РФ, которая обязывает работодателя выдать работнику по его заявлению трудовую книжку в целях его обязательного социального страхования (обеспечения).
Работник, в свою очередь, получив на руки трудовую книжку, представляет ее в орган, осуществляющий обязательное социальное страхование (обеспечение), с целью назначения пенсии.
Далее указанная статья обязывает работника не позднее 3 рабочих дней со дня получения трудовой книжки в органе, осуществляющем обязательное социальное страхование (обеспечение), вернуть ее работодателю.
В соответствии с п. 31 Правил лицо, утратившее трудовую книжку, обязано немедленно заявить об этом работодателю по последнему месту работы. Работодатель выдает работнику дубликат трудовой книжки не позднее 15 дней со дня подачи работником заявления.
Таким образом, с момента получения в установленном порядке на руки трудовая книжка, являющаяся собственностью работника, находится на хранении у работника под его ответственностью.
Работодатель в случае потери работником трудовой книжки на основании его письменного заявления обязан оформить работнику дубликат в указанный выше срок.
Б.А.Чижов
Консультационно-аналитический центр
по бухгалтерскому учету
и налогообложению
02.03.2016