Вопрос: Индивидуальный предприниматель планирует организовать онлайн-курсы английского языка, при этом самостоятельно не обучать, а привлекать преподавателей из других городов на основании гражданско-правовых договоров. Обучение будет происходить по скайпу в согласованное время. Нужно ли индивидуальному предпринимателю получить лицензию на образовательную деятельность для проведения таких курсов? Если лицензия нужна, то в числе лицензионных требований должны быть подтверждены: права на помещение, необходимое для осуществления образовательной деятельности, а также наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности. Какую информацию необходимо предоставить для онлайн-курсов, где преподаватели в разное время суток обучают по скайпу, работая удаленно?
Ответ: Индивидуальному предпринимателю, организовавшему онлайн-курсы английского языка с привлечением педагогических работников, необходимо получить лицензию на осуществление образовательной деятельности. В лицензирующий орган нужно представить подписанную индивидуальным предпринимателем справку о наличии условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды. При этом минимальным условием использования дистанционных образовательных технологий является наличие интернет-браузера и подключения к сети Интернет, установка на компьютере комплекта соответствующего программного обеспечения, оборудование рабочего места педагогического работника и обучающегося персональным компьютером и компьютерной периферией - веб-камерой, микрофоном, аудиоколонками и (или) наушниками.
Обоснование: В соответствии с п. 20 ст. 2, ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) по общему правилу к организациям, ведущим образовательную деятельность, приравниваются предприниматели, ведущие образовательную деятельность.
Согласно ч. 1 ст. 32 Закона N 273-ФЗ индивидуальный предприниматель осуществляет образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников.
В соответствии с п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", ч. 1 ст. 91 Закона N 273-ФЗ образовательная деятельность подлежит обязательному лицензированию.
По смыслу ч. 5 ст. 32, ч. 2 ст. 91 Закона N 273-ФЗ лицензированию подлежит образовательная деятельность, осуществляемая индивидуальным предпринимателем при привлечении им педагогических работников (Письмо Минфина России от 18.08.2014 N 03-04-05/41163).
Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования (ч. 1 ст. 91 Закона N 273-ФЗ).
Согласно п. 17 ст. 2 Закона N 273-ФЗ образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ.
В силу ч. 6 ст. 10 Закона N 273-ФЗ дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
На основании ч. 1 ст. 75 Закона N 273-ФЗ дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы (ч. 3 ст. 75 Закона N 273-ФЗ).
С учетом приведенных норм деятельность индивидуального предпринимателя по обучению английскому языку на онлайн-курсах с привлечением педагогических работников является дополнительным образованием и требует наличия лицензии на образовательную деятельность.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность (к которым приравниваются индивидуальные предприниматели), вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (ч. 2 ст. 16, п. 20 ст. 2, ч. 2 ст. 21 Закона N 273-ФЗ).
Организации вправе осуществлять реализацию образовательных программ или их частей с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, организуя учебные занятия в виде онлайн-курсов, обеспечивающих для обучающихся независимо от их места нахождения и организации, в которой они осваивают образовательную программу, достижение и оценку результатов обучения путем организации образовательной деятельности в электронной информационно-образовательной среде, к которой предоставляется открытый доступ через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет. Освоение обучающимся образовательных программ или их частей в виде онлайн-курсов подтверждается документом об образовании и (или) о квалификации либо документом об обучении, выданным организацией, реализующей образовательные программы или их части в виде онлайн-курсов (п. п. 7, 8 Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816 (далее - Порядок N 816)).
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников (ч. 1 ст. 16 Закона N 273-ФЗ).
Полностью дистанционное обучение подразумевает использование такого режима обучения, при котором обучающийся осваивает образовательную программу полностью удаленно с использованием специализированной дистанционной оболочки (платформы), функциональность которой обеспечивается организацией. Все коммуникации с педагогическим работником осуществляются посредством указанной оболочки (платформы). Применение такого режима обучения организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обусловливается в каждом конкретном случае условиями, имеющимися у самих организаций, в частности материально-технической базой (электронными информационными ресурсами, электронными образовательными ресурсами, совокупностью информационных, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся (п. 2.1 Методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме, направленных Письмом Минобрнауки России от 21.04.2015 N ВК-1013/06).
При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся (ч. 3 ст. 16 Закона N 273-ФЗ, п. 6 Порядка N 816).
При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся (ч. 4 ст. 16 Закона N 273-ФЗ, п. 5 Порядка N 816).
Лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии на осуществление образовательной деятельности, установлены в п. п. 4, 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 N 966 (далее - Положение N 966)).
В частности, лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление образовательной деятельности, являются (пп. "а", "б" п. 4 Положения N 966):
- наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам;
- наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий соблюдение таких условий не требуется.
Согласно пп. "а" п. 5 Положения N 966 для образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий необходимо наличие условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий и соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися независимо от их местонахождения образовательных программ в полном объеме, в соответствии со ст. 16 Закона N 273-ФЗ.
При наличии образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган, в частности, подписанную руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, справку о наличии условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды (пп. "и" п. 10 Положения N 966, пп. "и" п. 12 Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 25.11.2014 N 1517, пп. "и" п. 12 Административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 17.03.2015 N 244).
В рассматриваемой ситуации в лицензирующий орган нужно представить подписанную индивидуальным предпринимателем справку о наличии условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды.
При этом необходимым минимальным условием использования дистанционных образовательных технологий является наличие интернет-браузера и подключения к сети Интернет. На компьютере также должен быть установлен комплект соответствующего программного обеспечения. Рабочее место педагогического работника и обучающегося должно быть оборудовано персональным компьютером и компьютерной периферией (веб-камерой, микрофоном, аудиоколонками и (или) наушниками). Требования к рабочему месту педагогического работника определяются внутренним локальным нормативным актом организации (п. 2.3 Методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме).
Е.В. Орлова
Начальник отдела аудита
ООО "ПАРТИ"
05.03.2018