Вопрос: Правомерно ли проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, участником (акционером) которой является государственное унитарное предприятие с долей в уставном (складочном) капитале более 25%, индивидуальным аудитором?
Ответ: Организация, участником (акционером) которой является государственное унитарное предприятие с долей в уставном (складочном) капитале более 25%, в силу требований законодательства РФ обязана привлечь для обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности не индивидуального аудитора, а аудиторскую организацию.
Обоснование: Отношения, связанные с осуществлением заказчиком отбора лица (аудиторской организации, индивидуального аудитора) для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, регулируются Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон N 307-ФЗ) (Письмо Минэкономразвития России от 24.03.2017 N Д28и-1408).
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона N 307-ФЗ аудитор - физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.
Исходя из содержания ч. 3, 4 ст. 4 Закона N 307-ФЗ аудитор может являться работником аудиторской организации, а может осуществлять аудиторскую деятельность индивидуально.
В соответствии с ч. 6 ст. 1 Закона N 307-ФЗ под индивидуальным аудитором понимается индивидуальный предприниматель, осуществляющий аудиторскую деятельность.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона N 307-ФЗ под аудиторской организацией понимается коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.
Случаи, когда проводится обязательный аудит, закреплены ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ.
Согласно ч. 4 ст. 5 Закона N 307-ФЗ договор о проведении обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25%, заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.
При этом в соответствии с ч. 3 указанной статьи обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности такой организации может проводиться только аудиторскими организациями.
Как указывает Минфин России, исходя из Закона N 307-ФЗ индивидуальный аудитор вправе проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, отличных от указанных в ч. 3 ст. 5 Закона N 307-ФЗ (Письмо от 23.09.2015 N 07-02-08/54486).
Несмотря на то что в ч. 3 и 4 ст. 5 Закона N 307-ФЗ упоминаются организации с долей государственной собственности в уставном капитале, считаем, что указанная в вопросе организация формально соответствует критериям, предусмотренным ч. 3 и 4 ст. 5 Закона N 307-ФЗ, исходя из следующего.
Государственной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации и ее субъектам (п. 1 ст. 214 Гражданского кодекса РФ). В силу п. 4 ст. 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ (ст. ст. 294, 296 ГК РФ), то есть на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.
Применительно к категориям объектов гражданских прав, упомянутых в ГК РФ, доля (акции) в уставном капитале ООО (АО) относится к понятию "имущество" (п. 1 ст. 66, п. 1 ст. 67, ст. ст. 96, 99, 128 ГК РФ, ст. 14 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", ст. 25 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", Постановление Президиума ВАС РФ от 15.07.2014 N 3640/14).
Унитарное предприятие не наделено правом собственности на имущество (п. 1 ст. 113 ГК РФ). Имущество унитарного предприятия находится в государственной (муниципальной) собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п. 2 той же статьи, п. 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.02.2008 N 124 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами отдельных положений статей 40 и 40.1 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества").
Это означает, что унитарное предприятие не является единственным обладателем вещного права на принадлежащее ему имущество (включая доли (акции) в уставных капиталах ООО (АО)). Собственником такого имущества всегда является соответствующее публично-правовое образование (РФ, ее субъект или муниципальное образование).
Учитывая изложенное, по смыслу положений ГК РФ Российская Федерация, являясь участником (акционером) организации, в то же время является собственником долей (акций) организации (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29.08.2016 по делу N А40-156175/2013). В данном случае доля собственности унитарного предприятия в уставном капитале организации составляет более 25%.
Таким образом, указанная в вопросе организация соответствует критериям, предусмотренным ч. 3 и 4 ст. 5 Закона N 307-ФЗ.
Следовательно, во-первых, обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности такой организации вправе проводить только аудиторские организации (но не индивидуальные аудиторы), а во-вторых, договор о проведении обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности должен заключаться обществом с лицом, определенным путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Л.В. Попова
АКГ "Панацея ПРОФ"
06.03.2018