Вопрос: По итогам контрольных мероприятий (проверка междокументарных соотношений отчетности, представляемой плательщиком в налоговый орган), проведенных налоговым органом в 2018 г., установлено, что организация, применяющая УСН и исчисляющая страховые взносы по пониженным тарифам, по итогам 2017 г. получила доход в общей сумме, превышающей 79 млн руб. Организации налоговым органом было направлено уведомление о необходимости перерасчета страховых взносов с 01.01.2017, который фактически был произведен организацией в апреле 2018 г. Начисляет ли налоговый орган пени и штрафы?
Ответ: По нашему мнению, вне зависимости от того, что соответствующее нарушение выявлено не организацией, а налоговым органом, основания для начисления пеней и штрафов отсутствуют. В то же время нельзя исключить риск споров с налоговыми органами.
Обоснование: Право исчислять страховые взносы по пониженным тарифам для организаций, применяющих УСН, установлено пп. 5 п. 1 и пп. 3 п. 2 ст. 427 Налогового кодекса РФ.
Пунктом 6 ст. 427 НК РФ определено, что, в случае если организация превысила за налоговый период ограничение по доходам в сумме 79 млн руб., такая организация лишается права применять вышеупомянутые пониженные тарифы страховых взносов с начала расчетного (отчетного) периода, в котором допущено это несоответствие, и сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в установленном порядке. Следовательно, организация должна применить к выплатам работникам общеустановленный тариф страховых взносов, предусмотренный ст. 426 НК РФ, с начала расчетного периода - календарного года, то есть с 1 января 2017 г., и произвести перерасчет ранее уплаченных платежей по страховым взносам исходя из этого общеустановленного тарифа.
Расчет соответствия условиям применения пониженного тарифа страховых взносов плательщиками, указанными в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ, приводится в Приложении 6 к разд. 1 расчета по страховым взносам (утв. Приказом ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@).
В общем случае сумма страховых взносов, исчисленная организацией для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца, а расчет по страховым взносам представляется не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом (п. п. 3 и 7 ст. 431 НК РФ).
Сроки, в которые организация обязана произвести пересчет взносов и их уплату по общему тарифу, положениями НК РФ не установлены. Разъяснения контролирующих органов по данному вопросу также не обнаружены.
При этом, как отмечено в Письмах Минфина России от 21.12.2017 N 03-15-06/85550, от 18.12.2017 N 03-15-06/84443, пени и штрафы не начисляются. В то же время из данных Писем нельзя сделать однозначный вывод, в каком случае не начисляются пени и штрафы - только если организация самостоятельно произвела пересчет страховых взносов, когда установила окончательную сумму дохода по итогам года, или также в случае, когда превышение дохода было установлено налоговым органом в ходе контрольных мероприятий.
По нашему мнению, возможность неначисления пеней и штрафов в рассматриваемой ситуации не поставлена в зависимость от субъекта, обнаружившего такое нарушение, - непосредственно организации либо налогового органа.
Кроме того, сумма доплаты страховых взносов в результате данного перерасчета не рассматривается как доплата в связи с неполной уплатой страховых взносов в установленный срок, так как фактически в указанный период организацией не было допущено нарушение требований гл. 34 НК РФ и она соответствовала критериям для применения пониженного тарифа страховых взносов (Письмо Минфина России от 29.05.2018 N 03-15-06/36444).
Таким образом, полагаем, вне зависимости от того, что соответствующее нарушение выявлено не организацией, а налоговым органом, отсутствуют достаточные основания для начисления пеней и штрафов.
В то же время нельзя исключить риск начисления пеней и штрафов налоговыми органами за период с момента, когда организация должна была узнать или узнала о необходимости перерасчета и уплаты взносов по общему тарифу до момента, когда она это сделала по требованию налоговой инспекции. Рекомендуем обратиться в налоговый орган за соответствующими разъяснениями.
А.В. Телегус
К. э. н.
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение дополнительного
профессионального образования
"Приволжский институт повышения квалификации
Федеральной налоговой службы"
27.06.2018