Вопрос: Работодатель не ведет воинский учет. В каких случаях организация может быть привлечена по ст. 21.4, а в каких - по ст. 19.7 КоАП РФ?
Ответ: Несообщение организацией в военный комиссариат сведений о принятых на работу либо об уволенных с работы гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, образует состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 3 ст. 21.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а за непредставление или несвоевременное представление сведений по запросу военного комиссариата предусмотрена ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ.
Обоснование: Организации независимо от форм собственности обязаны осуществлять воинский учет работников. Указанная обязанность предусмотрена законодательством РФ:
- пп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне";
- пп. 11 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации";
- п. 1 ст. 4 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ);
- п. 1 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее - Положение);
- п. 9 Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях, утвержденных Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017 (далее - Рекомендации).
В силу п. 27 Положения воинский учет граждан в организациях осуществляется по личным карточкам работников (форма N Т-2, разд. II) и (или) личным карточкам государственных (муниципальных) служащих (форма N Т-2ГС(МС), разд. II), которые заполняются на основании документов воинского учета, предусмотренных в п. 28 Положения, обязанность предъявлять которые установлена ст. 65 Трудового кодекса РФ.
Форма личной карточки работника N Т-2 утверждена Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1. Однако в связи с вступлением в силу с 01.01.2013 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" унифицированные формы первичных учетных документов стали необязательны.
Тем не менее, как указал Минфин России в Информации N ПЗ-10/2012 "О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", обязательными остаются формы первичных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии с другими федеральными законами. В свою очередь, обязательность ведения карточки по форме N Т-2 установлена Положением в соответствии с п. 6 ст. 8 Закона N 53-ФЗ, а также п. 39 Рекомендаций.
Соответственно, не осуществляя ведение воинского учета, работодатель не заполняет разд. II личной карточки по форме N Т-2, тем самым не выполняет требования законодательства.
В силу п. 54 Положения граждане и должностные лица, виновные в неисполнении обязанностей по воинскому учету, несут ответственность по законодательству РФ.
В целях поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в личных карточках, и обеспечения поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в документах воинского учета военных комиссариатов, работники, осуществляющие воинский учет в организациях, должны в двухнедельный срок со дня приема на работу либо увольнения с работы гражданина, подлежащего воинскому учету, уведомить соответствующий военкомат о принятии на работу либо увольнении гражданина, обязанного состоять на воинском учете (пп. "а" п. 32 Положения).
За несообщение руководителем или другим ответственным лицом в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу либо об уволенных с работы гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере от 300 до 1 000 руб.
Пункт 3 Приложения N 1 к Рекомендациям предписывает военным комиссариатам и органам местного самоуправления проверять ведение воинского учета в организациях с численностью работающих граждан свыше 500 человек ежегодно, в остальных - не реже раза в три года.
Как следует из положений п. 1 ст. 4 Закона N 53-ФЗ, военным комиссариатам предоставлены полномочия по направлению запросов о представлении необходимых для занесения в документы воинского учета сведений о гражданах, поступающих на воинский учет, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете. Этой же нормой на руководителей, других ответственных за военно-учетную работу должностных лиц (работников) организаций возложена обязанность по представлению в двухнедельный срок запрашиваемых военным комиссариатом сведений.
Анализ приведенных норм позволяет прийти к выводу, что военный комиссариат уполномочен в соответствии с действующим законодательством запрашивать соответствующие сведения у работодателей, на которых, в свою очередь, лежит обязанность по представлению запрашиваемых сведений. В случае неисполнения работодателем данной обязанности его действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 19.7 КоАП РФ, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от 300 до 500 руб., а на юридических лиц - от 3 000 до 5 000 руб. Аналогичное мнение следует из позиции Верховного Суда РФ (вопрос 15 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010, извлечение).
Таким образом, в случае несообщения организацией в военный комиссариат сведений о принятых на работу либо об уволенных с работы гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, предусмотрена административная ответственность по ст. 21.4 КоАП РФ, а в случае непредставления или несвоевременного представления сведений по запросу военного комиссариата предусмотрена ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ.
В.И. Неклюдов
Государственная инспекция труда
в Нижегородской обл.
09.07.2018