Вопрос: Работник при поступлении на работу вместо военного билета представил временное удостоверение. Впоследствии он представил справку взамен военного билета, где была указана категория годности к военной службе. Нужно ли данную справку взамен военного билета отражать в документах воинского учета, а именно в карточке по форме N Т-2?
Ответ: В настоящее время справки взамен военного билета не являются документами воинского учета, на основании которых в организации ведется воинский учет и заполняется форма N Т-2 (утв. Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1), в связи с чем сведения, указанные в справке, отражать в форме N Т-2 не следует.
Обоснование: Пунктом 9 Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 18.07.2014 N 495 "Об утверждении Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации и порядка проведения смотров - конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета" (далее - Инструкция, Приказ N 495), определено, что формы документов воинского учета (военного билета солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика, мичмана; военного билета офицера запаса; справки взамен военного билета; временного удостоверения, выданного взамен военного билета; временного удостоверения, выданного взамен военного билета офицера запаса; удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу), а также формы документов первичного воинского учета, по которым осуществляется первичный воинский учет в органах местного самоуправления, порядок их ведения и хранения устанавливаются согласно Приложению N 9 к Инструкции.
В числе перечисленных документов воинского учета указана и справка взамен военного билета, что было подтверждено судебной практикой. Так, Верховный Суд РФ Решением от 24.06.2015 N ВКАПИ15-39 указал, что само по себе установление Министерством обороны РФ определенных форм документов воинского учета не устанавливает новых прав или обязанностей граждан, а лишь является документальным отражением данных персонального воинского учета в вопросах, связанных с исполнением гражданами долга и обязанности по защите Отечества в соответствии со ст. 59 Конституции РФ. При этом выдача справки взамен военного билета не только не ограничивает права граждан состоять на воинском учете, но и является способом оформления гражданина при постановке на данный учет.
Исходя из изложенного оспариваемый заявителем п. 9 Инструкции и Приложение N 9 к Инструкции в части установления формы N 1/У соответствуют требованиям законодательства и прав не нарушают.
Верховный Суд РФ Апелляционным определением от 29.09.2015 N АПЛ15-417 более детально изложил заложенные требования в Приказе N 495, в частности, он указал, что во исполнение предписаний закона Правительство Российской Федерации в п. 48 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее - Положение), определило, что перечень, формы документов воинского учета, порядок их хранения, заполнения, выдачи и замены устанавливаются Министерством обороны Российской Федерации. При этом документы воинского учета должны содержать сведения о гражданах, предусмотренные Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ).
Реализуя предоставленные полномочия, Министр обороны РФ Приказом N 495 утвердил оспариваемую Инструкцию, согласно которой справка взамен военного билета (форма N 1/У) является одним из документов персонального воинского учета граждан, пребывающих в запасе и не прошедших военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (п. 9, Приложение к форме N 1/У).
Необходимость указания таких сведений в документах воинского учета вытекает из положений п. 1.1 ст. 28 Закона N 53-ФЗ о том, что при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным п. п. 1 и 2, 4 ст. 23, ст. 24 Закона N 53-ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Таким образом, установив перечень и формы документов воинского учета, порядок их заполнения и выдачи, Министр обороны РФ действовал в рамках предоставленных ему Законом N 53-ФЗ и Положением полномочий.
Пунктами 27 - 28 Положения определено, что воинский учет граждан в организациях осуществляется по личным карточкам работников (форма N Т-2, разд. II) и (или) личным карточкам государственных (муниципальных) служащих (форма N Т-2 ГС (МС), разд. II), утвержденным в установленном порядке (далее - личные карточки).
Документами воинского учета, на основании которых ведется воинский учет и заполняются документы, указанные в п. 27 Положения, являются:
а) удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, - для призывников;
б) военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) - для военнообязанных.
В связи с вышеизложенным в данном перечне документов, на основании которых ведется воинский учет, справка, выданная взамен военного билета, не является документом, на основании которого ведется воинский учет и заполняется форма N Т-2.
Одновременно необходимо обратить внимание, что подготовлен проект Постановления Правительства Российской Федерации, где предусмотрено пп. "б" п. 28 после слов "временное удостоверение, выданных взамен военных билетов" дополнить словами "или справками взамен военного билета".
В.Д.Пучеглазов
Советник государственной
гражданской службы РФ
1 класса
Федеральная служба
по труду и занятости
06.05.2016