Вопрос: Российская организация намерена заключить контракты с иностранными организациями. Где можно получить информацию о регистрации иностранной организации на территории РФ с целью определения функции налогового агента? Нужно ли проверять иностранного контрагента с целью проявления должной осмотрительности и каким образом?
Ответ: Информацию о регистрации в налоговых органах иностранной организации можно получить с помощью сервиса, содержащего сведения из Государственного реестра аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц на официальном сайте ФНС России nalog.ru.
Организации рекомендуется проявить должную осмотрительность с целью соблюдения положений ст. 54.1 Налогового кодекса РФ, для того чтобы убедиться, что иностранный контрагент располагает необходимыми ресурсами для исполнения обязательств по сделке.
Обоснование: Особенности учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения, утверждены Приказом Минфина России от 30.09.2010 N 117н в соответствии со ст. ст. 83 - 85, 306, 335 НК РФ.
Положениями ст. ст. 306 - 309 НК РФ устанавливаются особенности исчисления налога иностранными организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, в случае если такая деятельность создает постоянное представительство иностранной организации, а также исчисления налога иностранными организациями, не связанными с деятельностью через постоянное представительство в Российской Федерации, получающими доход из источников в Российской Федерации (п. 1 ст. 306 НК РФ).
Информация о регистрации иностранной организации на территории РФ
В информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Федеральной налоговой службы размещаются сведения из Государственного реестра аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц (РАФП). Сервис разработан в соответствии с требованиями абз. 4, 5 и 8 п. 11 ст. 21 Федерального закона от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации".
В состав открытых и общедоступных сведений, размещаемых на сайте и представляемых сервисом, входят (Приложение N 3 к Приказу ФНС России от 26.12.2014 N ММВ-7-14/683@ "Об утверждении порядка создания, эксплуатации и ведения государственного реестра аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц и предоставления сведений из него, состав содержащихся в нем сведений, а также состав сведений, подлежащих размещению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет"):
1) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование иностранного юридического лица;
2) страна регистрации (инкорпорации) (наименование и цифровой код страны в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира) иностранного юридического лица;
3) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование иностранного филиала, представительства;
4) адрес (место нахождения) иностранного филиала, представительства в Российской Федерации;
5) дата начала осуществления деятельности иностранного филиала, представительства на территории Российской Федерации;
6) сведения о видах экономической деятельности иностранного филиала, представительства в Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности;
7) фамилия, имя, отчество (в случае, если имеется) руководителя иностранного филиала, представительства, а также идентификационный номер налогоплательщика при его наличии;
8) сведения о численности иностранных граждан, являющихся работниками иностранного филиала, представительства;
9) номер записи об аккредитации (НЗА);
10) наименование, код и адрес налогового органа, уполномоченного на аккредитацию филиалов, представительств иностранных юридических лиц;
11) дата аккредитации (прекращения действия аккредитации) иностранного филиала, представительства;
12) дата продления срока действия аккредитации представительства иностранной кредитной организации, представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации;
13) идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), код причины и дата постановки (снятия с учета) иностранного филиала, представительства на учет в налоговом органе;
14) наименование и код налогового органа, осуществившего постановку на учет (снятие с учета) филиала, представительства иностранного юридического лица;
15) реквизиты документа, подтверждающего аккредитацию филиала, представительства иностранного юридического лица;
16) дата внесения записи в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц о филиалах, представительствах иностранных юридических лиц, аккредитованных, осуществлявших деятельность на основании разрешения на открытие представительств на территории Российской Федерации до 1 января 2015 г., у которого срок действия аккредитации не истечет до 1 апреля 2015 г.;
17) реквизиты документа, подтверждающего факт внесения записи в реестр об аккредитованном, осуществляющем деятельность на основании разрешения до 1 января 2015 г. филиале, представительстве иностранного юридического лица;
18) серии и номера свидетельств, признанных недействительными, дата признания их недействительными.
Должная осмотрительность при выборе иностранного контрагента
Понятие должной осмотрительности в связи с введением новой ст. 54.1 НК РФ трансформировалось в обязанность контролировать соблюдение в первую очередь нормы пп. 2 п. 2 ст. 54.1 НК РФ, то есть чтобы обязательство по сделке (операции) было исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.
Если это условие не будет соблюдено, налогоплательщик не вправе уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога в соответствии с правилами соответствующей главы части второй НК РФ (п. 2 ст. 54.1 НК РФ). Исключений для сделок с иностранными контрагентами не предусмотрено.
Контроль исполнения обязательств по сделке организуется налогоплательщиком самостоятельно.
Формальные претензии к контрагентам (нарушение законодательства о налогах и сборах, подписание документов неустановленным лицом и т.п.) при отсутствии фактов, опровергающих реальность совершения заявленным налогоплательщиком контрагентом сделок и операций, не являются самостоятельным основанием для отказа в учете расходов и в налоговых вычетах по сделкам (операциям) (п. 3 ст. 54.1 НК РФ, Письмо ФНС России от 16.08.2017 N СА-4-7/16152@).
Полагаем, налогоплательщику стоит проявить должную осмотрительность при выборе контрагента, но не с целью доказать сам факт проверки контрагента, а для того чтобы убедиться, что контрагент является добросовестной организацией и ведет реальную деятельность.
Целесообразно проверять контрагента аналогично тому, как это будет делать налоговый орган. В частности, для понимания, какие обстоятельства будут учитываться налоговыми органами при проверке, налогоплательщик может руководствоваться Письмом ФНС России от 31.10.2017 N ЕД-4-9/22123@. Поскольку налоговые органы, руководствуясь пп. 2 п. 2 ст. 54.1 НК РФ, будут уделять внимание реальности выполнения сделки самим контрагентом, налогоплательщику стоит в первую очередь убедиться, что контрагент располагает необходимыми ресурсами для исполнения обязательств по сделке. Для этого налогоплательщик может запросить у контрагента соответствующие документы, а также проанализировать сведения о нем в Интернете и СМИ.
С.А. Тараканов
Советник государственной
гражданской службы РФ
2 класса
17.08.2018