Вопрос: В п. 13.2 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "2.2.2. Гигиена труда, технологические процессы, сырье, материалы, оборудование, рабочий инструмент. 2.4. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 30.05.2003, указано, что с момента установления беременности ограничивается время работы женщины с ПК (не более трех часов за рабочую смену). Означает ли это, что для ограничения работы с ПК беременная женщина должна представить работодателю только справку о беременности без медицинского заключения и заявления, как это предусмотрено ч. 1 ст. 254 ТК РФ?
Ответ: Обязанность по переводу беременной женщины на работы, не связанные с использованием ПЭВМ, или ограничению для нее времени работы с ПЭВМ (не более трех часов за рабочую смену) возникает у работодателя с момента предъявления ею медицинского заключения, соответствующего требованиям п. 13 Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 02.05.2012 N 441н (далее - Порядок выдачи справок и заключений), и письменного заявления о предоставлении гарантии, предусмотренной ч. 1 ст. 254 Трудового кодекса РФ.
Обоснование: В силу ч. 1 ст. 254 ТК РФ беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением и по их заявлению снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо эти женщины переводятся на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе.
Из анализа указанной нормы следует, что законодатель процедурно связывает возникновение у работодателя обязанности по предоставлению иной имеющейся работы либо снижению норм выработки с предъявлением беременной женщиной двух документов:
- медицинского заключения;
- заявления.
Таким образом, наличия только одного из перечисленных документов недостаточно для предоставления указанной гарантии.
Оценивая правовой статус документа, который бы устанавливал наличие у беременной женщины права на предоставление гарантии, предусмотренной ч. 1 ст. 254 ТК РФ, следует отметить следующее.
Законодатель, устанавливая особенности регулирования труда женщин, оперирует четырьмя видами документов:
- листком нетрудоспособности, выданным в установленном порядке (ч. 1 ст. 255 ТК РФ);
- медицинской справкой, подтверждающей состояние беременности (ч. 2 ст. 261 ТК РФ);
- медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 2 ст. 259 ТК РФ);
- медицинским заключением (ч. 1 ст. 254 ТК РФ).
Порядок выдачи листков нетрудоспособности утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н. А Порядок выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений утвержден Приказом Минздравсоцразвития России N 441н. Иные нормативно-правовые акты, устанавливающие порядок выдачи медицинских заключений, справок и листков нетрудоспособности, отсутствуют.
Очевидно, что справка, упомянутая в ч. 2 ст. 261 ТК РФ, должна соответствовать требованиям п. 9 Порядка выдачи справок и заключений, а медицинское заключение, упомянутое в ч. 2 ст. 259 ТК РФ, - п. 13 данного Порядка.
Часть 1 ст. 254 ТК РФ сконструирована не как бланкетная норма. Однако, оценивая ее, следует отметить, что предоставление указанной гарантии имеет в своей основе обеспечение гарантии каждому работнику на безопасные условия труда и особую заботу о здоровье развивающегося плода.
Условия труда на различных рабочих местах в зависимости от наличия и степени выраженности факторов производственной среды могут классифицироваться от оптимальных до опасных (ст. ст. 13, 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда"). Соответственно, решение вопроса о возможности работы беременной в тех или иных условиях должно решаться индивидуально. Такой дифференцированный подход предполагает не просто констатацию факта беременности, но и исследование состояния беременной женщины и формирование определенных выводов (в том числе о возможности или невозможности выполнения работы по занимаемой должности или профессии). Справка же только подтверждает определенные факты и состояния.
Таким образом, полагаем, что документом, подтверждающим наличие у беременной женщины права на предоставление гарантии, предусмотренной ч. 1 ст. 254 ТК РФ, является медицинское заключение, соответствующее требованиям п. 13 Порядка выдачи справок и заключений.
В соответствии с п. 1.4 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "2.2.2. Гигиена труда, технологические процессы, сырье, материалы, оборудование, рабочий инструмент. 2.4. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 30.05.2003, областью их применения являются, в частности, санитарно-эпидемиологические требования к организации рабочих мест с ПЭВМ, производственным оборудованием и игровыми комплексами (автоматами) на базе ПЭВМ. То есть указанные СанПиН не устанавливают порядка предоставления гарантий работникам.
Более того, п. 13.2 упомянутых СанПиН содержит специальное указание на то, что трудоустройство беременных женщин следует осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Совокупность изложенного позволяет сделать вывод о том, что обязанность по переводу беременной женщины на работы, не связанные с использованием ПЭВМ, или ограничению для нее времени работы с ПЭВМ (не более трех часов за рабочую смену) возникает у работодателя с момента предъявления ею медицинского заключения, соответствующего требованиям п. 13 Порядка выдачи справок и заключений, и письменного заявления о предоставлении гарантии, предусмотренной ч. 1 ст. 254 ТК РФ.
Р.Б.Юльчиев
Советник государственной
гражданской службы РФ
2 класса
Государственная инспекция труда
в Самарской обл.
26.09.2016