Вопрос: По результатам аттестации рабочих мест установлен класс 3.1 (электромагнитное излучение). Работник получил инвалидность II группы, индивидуальную программу реабилитации работодателю не предъявил, в отдел кадров представил только справку МСЭ. В соответствии с законодательством ему установлены сокращенная рабочая неделя и отпуск продолжительностью 30 дней. С момента установления инвалидности прошло четыре месяца. Устранить вредный производственный фактор нет возможности. Можно ли уволить работника-инвалида? Если да, то на каком основании?
Ответ: Если по результатам аттестации рабочих мест установлен класс 3.1 (электромагнитное излучение), работник получил инвалидность II группы, однако индивидуальную программу реабилитации работодателю не предъявил, в отдел кадров представил только справку МСЭ, при этом с момента установления инвалидности прошло четыре месяца, а устранить вредный производственный фактор нет возможности, то уволить работника нельзя.
Обоснование: Признание лица инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы, которая проводится в том числе для установления степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала (п. п. 2, 3 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" (далее - Правила N 95)).
В силу ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) медицинской экспертизой является проводимое в установленном порядке исследование, направленное на установление состояния здоровья гражданина в целях определения его способности осуществлять трудовую или иную деятельность, а также установления причинно-следственной связи между воздействием каких-либо событий, факторов и состоянием здоровья гражданина. Согласно п. 5 ч. 2 ст. 58 Закона N 323-ФЗ одним из видов медицинских экспертиз, проводимых в Российской Федерации, является экспертиза профессиональной пригодности, которая в соответствии с ч. 1 ст. 63 Закона N 323-ФЗ проводится в целях определения соответствия здоровья работника возможности выполнения им отдельных видов работ.
Согласно п. 36 Правил N 95 гражданину, признанному инвалидом, выдается справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации или абилитации.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) государством гарантируется создание инвалидам условий труда в соответствии с программами реабилитации или абилитации.
При этом согласно ст. 224 Трудового кодекса РФ работодатель обязан создавать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Данная норма корреспондирует с требованием ст. 23 Закона N 181-ФЗ, согласно которой инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.
Таким образом, сведения, содержащиеся в программе реабилитации или абилитации, являются основополагающими для решения вопроса о создании инвалидам необходимых условий труда.
Согласно ст. 11 Закона N 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - это комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
В соответствии с Порядком разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденным Приказом Минтруда России от 31.07.2015 N 528н (далее - Порядок), индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (далее - ИПРА инвалида) разрабатывается при проведении медико-социальной экспертизы гражданина исходя из комплексной оценки ограничений жизнедеятельности, реабилитационного потенциала на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных и утверждается руководителем бюро (главного бюро, Федерального бюро) или уполномоченным заместителем руководителя главного бюро (Федерального бюро) (п. 3 Порядка).
ИПРА инвалида составляется по форме, утвержденной данным Приказом N 528н, и содержит перечень основных категорий жизнедеятельности, в том числе способности к труду с указанием степени ограничения к трудовой деятельности, а также рекомендуемые условия труда инвалида (противопоказанные производственные факторы и условия труда, а также примерные условия, в которых возможно осуществление инвалидом трудовой деятельности, согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы). В ней также указывается срок, на который она оформлена.
ИПРА инвалида составляется в двух экземплярах: один экземпляр выдается инвалиду на руки, о чем делается запись в журнале выдачи ИПРА, второй экземпляр приобщается к акту медико-социальной экспертизы гражданина (п. 2 Порядка).
В соответствии со ст. 11 Закона N 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации или абилитации имеет для инвалида рекомендательный характер. Он вправе оказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом.
Отказ инвалида от индивидуальной программы реабилитации или абилитации освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее неисполнение.
Законодательство не содержит указаний на право или обязанность работодателя требовать от работника-инвалида представления ИПРА. Таким образом, работник может не предоставить работодателю ИПРА. В этом случае работодатель освобождается от обязанности участвовать в ее реализации и ответственности за ее невыполнение.
При этом законодательство также не содержит запрета на обращение работодателя в бюро МСЭ с целью получения информации о возможности работы инвалида на рабочем месте, где установлены вредные условия труда по классу 3.1 (электромагнитное излучение). Таким образом, работодатель может направить в бюро МСЭ, установившее работнику группу инвалидности, запрос с просьбой представить копию ИПРА или выписку из ИПРА, содержащую информацию о мероприятиях, предусмотренных ИПРА, и возможности работы инвалида во вредных условиях труда. В тексте письма необходимо указать сведения о том, что работником представлена справка МСЭ об установлении группы инвалидности, но не представлена ИПРА. Согласно ч. 8 ст. 11 Закона N 181-ФЗ бюро МСЭ направит работодателю истребуемые документы.
В связи с тем что ст. 76 ТК РФ содержит прямой запрет для работодателя на допущение к работе работника при наличии противопоказаний к выполнению работником работы, обусловленной трудовым договором, обращение в бюро МСЭ с целью получения информации о возможности работы во вредных условиях труда работника, который представил справку МСЭ об установлении инвалидности, является правом работодателя с целью обеспечения обязанностей, предусмотренных ст. 212 ТК РФ.
При получении медицинского заключения о противопоказаниях к работе работодатель, согласно ст. 73 ТК РФ, обязан перевести такого работника на работу, не противопоказанную ему по состоянию здоровья, с его письменного согласия. Если согласия работника нет или соответствующая работа у работодателя отсутствует, то он обязан отстранить работника от работы на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения (недопущения) от работы. Эта норма корреспондирует с ч. 2 ст. 212 ТК РФ, согласно которой работодатель обязан в числе прочего обеспечить недопущение работников к исполнению трудовых обязанностей в случае медицинских противопоказаний.
В период отстранения заработная плата работнику не начисляется, но за ним сохраняется рабочее место (ст. 73 ТК РФ).
Если же срок рекомендованного перевода превышает четыре месяца или является постоянным, то при отсутствии согласия на перевод или отсутствии подходящей работы работодатель обязан прекратить трудовой договор по п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ с выплатой 2-недельного выходного пособия (ч. 3 ст. 178 ТК РФ).
По смыслу закона для прекращения трудового договора по указанному основанию требуется нуждаемость работника в переводе на другую работу, подтвержденная медицинским заключением, и отказ работника от перевода на другую работу или отсутствие у работодателя соответствующей работы.
Без письменного медицинского заключения, содержавшего все необходимые реквизиты, в том числе рекомендации по изменению условий труда, работодатель не вправе принимать никаких решений об изменении или прекращении трудового договора с работником по медицинским противопоказаниям. Следует отметить, что увольнение работника по п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ не возлагает на работодателя никаких должностных обязанностей (в сравнении с увольнением по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ) и не дает никаких дополнительных преимуществ работнику. Единственной целью такого увольнения является освобождение лица от воздействия противопоказанных ему производственных факторов.
В соответствии с п. 2.1 Определения Конституционного Суда РФ от 14.07.2011 N 887-О-О такое основание увольнения, как отказ работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы, предусмотрено в целях недопущения выполнения работником работы, противопоказанной ему по состоянию здоровья, направлено на охрану здоровья работника и поэтому не может рассматриваться как нарушающее его права.
Если по результатам аттестации рабочих мест установлен класс 3.1 (электромагнитное излучение), работник получил инвалидность II группы, однако индивидуальную программу реабилитации работодателю не предъявил, в отдел кадров представил только справку МСЭ, при этом с момента установления инвалидности прошло четыре месяца, а устранить вредный производственный фактор нет возможности, то уволить работника нельзя. Поскольку работник не представил работодателю индивидуальную программу реабилитации или абилитации, а справка МСЭ не содержит ограничений трудовой деятельности, правовые основания для увольнения данного работника отсутствуют, несмотря на то что прошло четыре месяца с момента установления ему группы инвалидности.
Для решения вопроса об увольнении работодатель обязан получить либо от работника, либо от медицинского учреждения, выдавшего справку МСЭ, индивидуальную программу реабилитации или абилитации, так как она содержит мероприятия профессиональной реабилитации инвалида и рекомендации о противопоказаниях и доступных условиях и видах труда инвалида, и только после этого принимать решение исходя из сведений, которые она содержит.
Н.В.Вольская
Консультационно-аналитический центр
по бухгалтерскому учету
и налогообложению
03.08.2016