Вопрос: В организацию обратилась вдова бывшего работника с письменным заявлением о выдаче копий документов, связанных с работой умершего мужа, для оформления пенсии по потере кормильца. Какие документы необходимо предоставить работодателю в данном случае?
Ответ: В случае подачи супругой бывшего работника заявления о выдаче копий документов, связанных с работой умершего мужа, работодатель должен предоставить вдове копии документов, подтверждающих страховой стаж умершего до того момента, когда он был зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования в качестве застрахованного лица (трудовых договоров и иных документов, подтверждающих работу), и лишь в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы.
Обоснование: Выдачу документов, связанных с работой, регулирует ст. 62 Трудового кодекса РФ. Там установлена обязанность работодателя выдать работнику по его письменному заявлению в срок не позднее трех рабочих дней копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки; справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое). При этом возможности выдачи этих документов иным лицам (родственникам или иждивенцам умершего работника) эта норма не предусматривает.
Однако невыдача копий документов, необходимых родственникам умершего работника для оформления пенсии по потере кормильца, приведет к нарушению их конституционных прав на социальное обеспечение (ч. 1 ст. 39 Конституции РФ).
Поэтому полагаем, что вдове умершего работника следует выдать необходимые документы, применив по аналогии норму п. 37 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 "О трудовых книжках", о выдаче трудовой книжки работника после смерти его родственникам.
Разумеется, при этом вдова работника должна документально подтвердить свой статус, предъявив свидетельство о браке (помимо паспорта).
Перечень документов, необходимых для назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца, установлен пенсионным законодательством.
Пункт 10 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Приказом Минтруда России от 28.11.2014 N 958н (далее - Перечень документов), гласит, что для назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца необходимы документы:
а) о смерти кормильца;
б) подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж умершего кормильца, правила подсчета и подтверждения которого утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий";
в) подтверждающие родственные отношения с умершим кормильцем;
г) об индивидуальном пенсионном коэффициенте умершего кормильца;
д) о возрасте умершего кормильца.
По общему правилу, наличие права на страховую пенсию по случаю потери кормильца устанавливается на основании сведений, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда РФ (п. 91 Перечня документов). Поэтому заявитель по большей части избавлен от сбора документов, доказывающих стаж, - для этого нужны, как правило, только трудовая книжка умершего и его СНИЛС. Помимо них, заявитель представляет в органы ПФР документы, удостоверяющие его личность, факт смерти кормильца, родственную связь между ними и иные подобные обстоятельства, влияющие на назначение пенсии и ее размер (п. 24 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Приказом Минтруда России от 19.01.2016 N 14н).
Законодатель с целью максимального облегчения оформления пенсии заявителем предусмотрел, что необходимые для установления и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций; иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (ч. 8 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В каких же случаях имеющейся в ПФР информации может быть недостаточно? В основном речь идет о периодах работы до 2002 г., когда отсутствовала регистрация граждан в качестве застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования.
В таких ситуациях при отсутствии трудовой книжки (основного документа, подтверждающего периоды работы), а также в случае, если в ней содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 (далее - Правила подсчета стажа)).
После 2002 г. периоды работы и (или) иной деятельности подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом ПФР на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (п. 43 Правил подсчета стажа).
Таким образом, вдова умершего работника может затребовать у работодателя (а тот, соответственно, обязан ей предоставить) для назначения страховой пенсии по потере кормильца копии трудового договора и иных документов о работе в период до регистрации в системе ОПС в качестве застрахованного лица.
С.Ю.Катасонова
Эксперт
Некоммерческое партнерство
"ВКК-Национальный союз кадровиков"
16.08.2016