Вопрос: Как оплатить работнице проезд в отпуск из местности, приравненной к районам Крайнего Севера, если она следовала поездом из г. Хабаровска в г. Москву, а затем в г. Санкт-Петербург по турпутевке на теплоходе, учитывая, что выделить стоимость проезда из стоимости турпутевки невозможно?
Ответ: Порядок оплаты проезда к месту отпуска работников организаций, не относящихся к бюджетной сфере, устанавливается в локальных нормативных актах, коллективных или трудовых договорах с учетом экономических возможностей. В данных документах может быть установлен порядок, применяемый для организаций, финансируемых из федерального бюджета. Если местом проведения отпуска работника выбран г. Санкт-Петербург, а работник следовал через г. Москву, то компенсации подлежит стоимость железнодорожных перевозок г. Хабаровск - г. Москва - г. Хабаровск по фактическим расходам и г. Москва - г. Санкт-Петербург - г. Москва на основании справок транспортной организации.
Обоснование: В соответствии с ч. 1 ст. 325 Трудового кодекса РФ лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно.
Порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, и членов их семей устанавливается Правительством Российской Федерации (ч. 5).
Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - органами местного самоуправления, у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами (ч. 8 ст. 325 ТК РФ).
Таким образом, названной статьей определен порядок установления компенсации вышеуказанных расходов в зависимости от видов работодателей (относящихся к бюджетной либо внебюджетной сфере).
Постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 N 455 установлены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей (далее - Правила).
В соответствии с п. 9 Правил, в случае если работник учреждения проводит отпуск в нескольких местах, компенсируется стоимость проезда и провоза багажа только к одному из этих мест (по выбору работника), а также стоимость обратного проезда и провоза багажа от того же места к месту постоянного жительства по фактическим расходам (при условии проезда по кратчайшему маршруту следования) или на основании справки о стоимости проезда в соответствии с установленными п. 5 Правил категориями проезда, выданной транспортной организацией, но не более фактически произведенных расходов.
Согласно п. 5 Правил расходы, подлежащие компенсации, включают в себя оплату стоимости проезда к месту использования отпуска работника учреждения и обратно к месту постоянного жительства - в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами (включая оплату услуг по оформлению проездных документов, предоставление в поездах постельных принадлежностей), но не выше стоимости проезда железнодорожным транспортом - в купейном вагоне скорого фирменного поезда, водным транспортом - в каюте V группы морского судна регулярных транспортных линий и линий с комплексным обслуживанием пассажиров, в каюте II категории речного судна всех линий сообщения, в каюте I категории судна паромной переправы.
С учетом изложенного, если местом проведения отпуска работником выбран г. Санкт-Петербург, а работник следовал через г. Москву, при этом путь следования от г. Москвы до г. Санкт-Петербурга он осуществлял на туристическом теплоходе, компенсации подлежит стоимость железнодорожных перевозок г. Хабаровск - г. Москва - г. Хабаровск по фактическим расходам и г. Москва - г. Санкт-Петербург - г. Москва на основании справок о стоимости проезда в соответствии с установленными п. 5 Правил категориями проезда, выданной транспортными организациями, при документальном подтверждении пребывания работника учреждения и членов его семьи в месте использования отпуска, но не более фактически произведенных расходов.
Если местом проведения отпуска работником выбран г. Москва, то компенсации подлежит стоимость железнодорожной перевозки г. Хабаровск - г. Москва - г. Хабаровск по фактическим расходам.
Что касается работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, то такой работодатель должен установить в коллективном договоре, локальном нормативном акте либо трудовом договоре с конкретным работником размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска.
При этом ТК РФ не устанавливает для таких работодателей ни минимальные, ни максимальные ограничения. Гарантии, установленные организациями, не относящимися к бюджетной сфере, могут отличаться от предусматриваемых для работников организаций бюджетной сферы.
При этом Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 09.02.2012 N 2-П признал не противоречащими Конституции Российской Федерации положения ч. 8 ст. 325 ТК РФ и указал, что при определении размера, условий и порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно необходимо обеспечивать их соответствие предназначению данной компенсации как гарантирующей работнику возможность выехать за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для отдыха и оздоровления. В противном случае не будет достигнута цель введения данной нормы в качестве дополнительной гарантии, направленной на реализацию конституционных прав на отдых и на охрану здоровья.
Д.Н.Конькова
Министерство труда и
социальной защиты
Российской Федерации
18.08.2016