Вопрос: Согласно законодательству РФ для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрена компенсация расходов на оплату один раз в два года стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно. Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, устанавливаются работодателем.
Может ли работодатель определить вид транспорта, проезд которым подлежит возмещению работникам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также максимальную сумму компенсации расходов на оплату проезда и провоза багажа к месту проведения отпуска и обратно?
Ответ: Работодатель может определить вид транспорта, проезд которым подлежит возмещению работникам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также максимальную сумму компенсации расходов на оплату проезда и провоза багажа к месту проведения отпуска и обратно при условии, что такая компенсация будет гарантировать работнику возможность выехать за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для отдыха и оздоровления.
Обоснование: В соответствии с ч. 8 ст. 325 Трудового кодекса РФ размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих у других работодателей, устанавливается коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.
В Законе РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" также определено, что гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера для работников организаций, не относящихся к бюджетной сфере, устанавливаются работодателем, за исключением случаев, предусмотренных данным Законом.
Указанные нормы носят императивный характер и не дают работодателю возможности лишить работников гарантий и компенсаций, предписанных законодательством.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 09.02.2012 N 2-П "По делу о проверке конституционности положения части восьмой статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки И.Г. Труновой" гарантия, установленная указанной ч. 8 ст. 325 ТК РФ, должна распространяться на всех лиц, осуществляющих трудовую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, что в полной мере согласуется с необходимостью соблюдать при осуществлении правового регулирования конституционные принципы равенства и справедливости.
То же самое вытекает из Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 06.07.2016, а именно, что, вводя правовой механизм, предусматривающий применительно к работодателям, не относящимся к бюджетной сфере, определение размера, условий и порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, в коллективных договорах, локальных нормативных актах, трудовых договорах, федеральный законодатель преследовал цель защитить таких работодателей, на свой риск осуществляющих предпринимательскую и (или) иную экономическую деятельность, от непосильного обременения и одновременно - через институт социального партнерства - гарантировать участие работников и их представителей в принятии соответствующего согласованного решения в одной из указанных правовых форм. Такое правовое регулирование направлено на учет особенностей правового положения работодателя, не относящегося к бюджетной сфере, и вместе с тем не позволяет ему лишить работников предусмотренной законом гарантии и уклониться от установления компенсации, поскольку предполагает определение ее размера, порядка и условий предоставления при заключении коллективного договора или трудового договора либо в локальном нормативном акте, принятом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (п. 3 Постановления Конституционного Суда РФ N 2-П).
В правоприменительной практике ч. 8 ст. 325 ТК РФ рассматривается как допускающая установление размера, условий и порядка соответствующей компенсации для лиц, работающих у работодателя, не относящегося к бюджетной сфере, отличное от предусматриваемых для работников организаций, финансируемых из бюджета, что может приводить к различиям в объеме дополнительных гарантий, предоставление которых обусловлено необходимостью обеспечения реализации прав на отдых и на охрану здоровья при работе в неблагоприятных природно-климатических условиях. Между тем такие различия должны быть оправданными, обоснованными и соразмерными конституционно значимым целям. Это означает, что при определении размера, условий и порядка предоставления компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно необходимо обеспечивать их соответствие предназначению данной компенсации как гарантирующей работнику возможность выехать за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для отдыха и оздоровления (п. 5 Постановления Конституционного Суда РФ N 2-П).
Таким образом, из вышеизложенного следует, что работодатели, не относящиеся к бюджетной сфере, самостоятельно в рамках коллективного договора, локального нормативного акта или в трудовом договоре с работником устанавливают размер, условия и порядок предоставления работникам компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно и провоза багажа. Однако компенсация расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно должна максимально способствовать обеспечению выезда работника за пределы неблагоприятной природно-климатической зоны.
Таким образом, работодатель может определить вид транспорта, проезд которым подлежит возмещению работникам, проживающим в районах Крайнего Севера, а также максимальную сумму компенсации расходов на оплату проезда и провоза багажа к месту проведения отпуска и обратно при условии, что такая компенсация будет гарантировать работнику возможность выехать за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для отдыха и оздоровления.
Мнение не является нормативно-правовым актом.
Е.А.Ширшова
Федеральная служба
по труду и занятости
29.08.2016