Вопрос: Муниципальные власти законодательно ввели "режим тишины" с 19.00 до 09.00 и с 13.00 до 15.00 ежедневно. Надо ли менять режим работы работников строительно-монтажной организации, выполняющих как строительные, так и отделочные работы на различных объектах (не только новостройках) по договорам с физическими и юридическими лицами и работающих с 08.00 до 17.00 с обедом с 12.00 до 13.00? Если надо, то каким образом, если режим работы закреплен и в правилах внутреннего трудового распорядка, и в трудовых договорах работников? Какой новый режим будет оптимальнее? Если изменять режим не требуется, то как должно оплачиваться время с 13.00 до 15.00, когда некоторым работникам вообще нельзя выполнять свои должностные обязанности в связи с законодательным запретом на шум в это время?
Ответ: Обязанности менять режим работы работников строительно-монтажной организации, производящей работы для физических и юридических лиц по договорам (не только на новостройках), установленный с 08.00 до 17.00 с перерывом на обед с 12.00 до 13.00, у работодателя в силу вступления новых норм муниципального закона о "режиме тишины" (с 19.00 до 09.00 и с 13.00 до 15.00 ежедневно) не возникает.
Работодатель вправе принять решение об изменении режима работников с целью более эффективного использования их трудовых ресурсов или же вправе оставить установленный режим в силе.
В случае принятия решения об изменении режима необходимо будет внести соответствующие изменения в правила внутреннего трудового распорядка (далее - ПВТР), а также внести соответствующие изменения в трудовые договоры с работниками.
Наиболее оптимальным будет перенесение начала работ на 09.00, а окончания - на 19.00 с перерывом на обед с 13.00 до 15.00.
При оставлении в действии ранее установленного режима у работодателя сохраняется высокий риск простоя в указанные "часы тишины", подлежащего оплате за счет работодателя. Также остается постоянным риск нарушения тишины и покоя отдельными работниками, ответственность за действия которых будет нести работодатель.
Обоснование: Расширенные требования "законов о тишине" все более набирают популярность. Если ранее производство шумов запрещалось только с 23.00 до 07.00, то теперь требования местных законов ужесточились: например, ночное время в г. Санкт-Петербурге установлено на период с 22.00 до 08.00 (ст. 2 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге". Появились и иные "часы тишины"). Например, в соответствии с Законом г. Москвы от 12.07.2002 N 42 "О соблюдении покоя граждан и тишины в городе Москве" требования к соблюдению тишины установлены не только на ночное время (с 23.00 до 07.00 по г. Москве), но и для ремонтных работ - с 19.00 до 09.00 и с 13.00 до 15.00, а также в воскресенье и нерабочие праздничные дни (кроме случаев, когда указанные работы осуществляются в течение полутора лет со дня ввода многоквартирного дома в эксплуатацию) (см. ч. 1.1 ст. 2 Закона г. Москвы N 42). За нарушение тишины и покоя граждан предусмотрена административная ответственность, которая может для юридических лиц, нарушивших тишину в г. Москве (например, если нарушитель - строительно-монтажная организация), достигать штрафа от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей (ст. 3.13 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях"). Случаев реального привлечения организаций к ответственности за нарушение тишины немало (см., например, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2013 N 09АП-35530/2012).
Согласно ч. 1 ст. 100 Трудового кодекса РФ режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются ПВТР в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, - трудовым договором.
В большинстве случаев режим работы зафиксирован в ПВТР; в трудовых договорах либо дается ссылка на ПВТР в части применяемого режима рабочего времени, либо дублируются данные ПВТР.
ПВТР - локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя (ч. 4 ст. 189 ТК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 190 ТК РФ ПВТР утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов (то есть с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации).
Согласно ст. 57 ТК РФ трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы) подлежит обязательному указанию в трудовом договоре с работником. Однако конкретные обязанности работника чаще всего фиксируются в должностной инструкции (хотя законом и не урегулирован статус и содержание данного документа) либо - в самом трудовом договоре.
Режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя) также является обязательным условием трудового договора.
На практике строительные, монтажные и отделочные работы в основном связаны с производством шума.
При решении поставленного вопроса следует учитывать, что не все работы, связанные со строительством и отделкой, производят шумы (такими признаками, например, не обладают работы по покраске поверхностей, поклейке обоев, работы по поднятию и перемещению строительных материалов вручную и т.д.). Не все строительные специальности непосредственно связаны с производством шумов. Так, вполне тихо может работать маляр, разнорабочий, грузчик. Наоборот, с шумом работает каменщик, плотник, машинист башенного крана.
Таким образом, в указанные рабочие "часы тишины" (с 08.00 до 09.00, с 13.00 до 15.00) нет необходимости всем работникам строительно-монтажной организации менять режим работы в целях исключения риска простоя. Большинство работников могут выполнять в указанное время работы, не связанные с производством шумов. Однако не всегда такие работы найдутся ежедневно и на каждом этапе производства строительно-монтажных и отделочных работ. Риск простоя в "часы тишины" остается высоким. Такой простой в силу ч. 1 ст. 157 ТК РФ может быть квалифицирован как простой по вине работодателя (не обеспечившего работников нешумной работой на "часы тишины"), который должен оплачиваться в размере не менее двух третей средней заработной платы работника. В некоторых случаях (в зависимости от конкретных обстоятельств) данный простой может быть квалифицирован как простой по причинам, не зависящим от работодателя и работника, который подлежит оплате в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя. В любом случае простой работников из-за невозможности производства работ, связанных с шумами, должен будет оплачивать работодатель.
В данном случае можно говорить лишь о критической нецелесообразности включения ежедневного времени с 13.00 до 15.00 в рабочее время работников как времени самого неэффективного использования рабочей силы.
В случае когда в силу новых законодательных норм работники не смогут эффективно использовать свои трудовые ресурсы для выполнения возложенных на них должностных обязанностей, целесообразнее режим работы работников строительно-монтажной организации изменить. Для этого необходимо будет внести изменения в ПВТР в порядке, предусмотренном ст. 372 ТК РФ; а также внести соответствующие изменения в трудовые договоры с работниками. Последнее возможно с использованием порядка, предусмотренного ст. 72 ТК РФ (по обоюдному согласию сторон), либо в одностороннем порядке (ст. 74 ТК РФ) с предварительным предупреждением работников за два месяца до вводимых изменений.
Наиболее оптимальным будет перенесение начала работ на 09.00, а окончания - на 19.00 с перерывом на обед с 13.00 до 15.00 (два часа, что не противоречит максимальному времени обеденного перерыва, указанному в ч. 1 ст. 108 ТК РФ).
При оставлении в действии ранее установленного режима у работодателя сохраняется высокий риск простоя в указанные "часы тишины", а также остается постоянным риск нарушения тишины и покоя отдельными работниками, ответственность за действия которых будет нести работодатель.
Н.В.Пластинина
Консультационно-аналитический центр
по бухгалтерскому учету
и налогообложению
21.10.2016