Вопрос: Работодатель планирует эпизодически привлекать работника к дополнительной работе по вакантной должности, однако не хочет каждый раз оформлять документы о совмещении должностей. Правомерно ли при оформлении дополнительной работы в рамках совмещения должностей предусмотреть условие, согласно которому доплата за дополнительную работу будет выплачиваться только за те дни, когда работник выполнял эту работу, то есть привлекался к ней? Сам работник против такого условия не возражает.
Ответ: Работодатель должен оформлять документы о совмещении должностей каждый раз, когда поручает работнику выполнять такую дополнительную работу. Доплату за совмещение должностей следует выплачивать за весь период, на который оформлена дополнительная работа.
Обоснование: С письменного согласия работника ему можно поручить выполнение дополнительной работы за отдельную оплату, в том числе в порядке совмещения профессий (должностей). Это следует из ст. ст. 60.2, 151 Трудового кодекса РФ.
Совмещение профессий (должностей) - это выполнение работником наряду со своей основной работой по профессии (должности), определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой профессии (должности) у того же работодателя. Такая работа осуществляется в пределах рабочего времени, установленного трудовым договором. Поэтому по общему правилу время выполнения дополнительной работы в табеле учета рабочего времени отдельно фиксировать не нужно.
Дополнительную работу можно оформить путем заключения соответствующего письменного соглашения. В соглашении устанавливаются срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем, а также размер доплаты за эту работу.
Итак, законодатель прямо предусмотрел специальный порядок оформления дополнительной работы, которым и следует руководствоваться работодателю.
Договорное регулирование трудовых отношений возможно только в рамках, обозначенных в законе (см. ч. 4 ст. 8, ч. 2 ст. 9 ТК РФ).
Таким образом, при оформлении дополнительной работы, в том числе в порядке совмещения должностей, работодатель обязан каждый раз оформлять соответствующие документы.
К.В.Константинов
Консультационно-аналитический центр
по бухгалтерскому учету
и налогообложению
24.10.2016