Вопрос: Частное агентство занятости временно направляет работников для работы у другого юридического лица. У принимающей стороны возникла необходимость направить таких временных работников в командировку. Договором между организациями этот момент не урегулирован. Можно ли командировать работников? Необходимо ли согласие частного агентства занятости? Может ли частное агентство занятости отказать в направлении работников в командировку?
Ответ: По нашему мнению, условия о запрете направления работников частного агентства занятости в командировки либо особый порядок их направления при необходимости должны быть урегулированы договором о предоставлении труда работников (персонала) между частным агентством занятости и заказчиком.
По общему правилу распоряжение о направлении работника в командировку должен издать работодатель - частное агентство занятости. Однако указанные полномочия могут быть переданы направляющей стороной принимающей стороне путем согласования данного условия в договоре о предоставлении труда работников (персонала) либо выдачи доверенности.
Обоснование: Правовой статус частных агентств занятости и содержание договоров о предоставлении труда работников (персонала) урегулированы ст. 18.1 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости), а особенности регулирования труда работников, направляемых временно работодателем к другим физическим лицам или юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала), - гл. 53.1 Трудового кодекса РФ.
При решении вопроса о направлении работника частного агентства занятости в командировку необходимо исходить из следующего.
Во-первых, п. 2 ст. 18.1 Закона о занятости установлено, что договор о предоставлении труда работников (персонала) является договором, по которому исполнитель направляет временно своих работников с их согласия к заказчику для выполнения этими работниками определенных их трудовыми договорами трудовых функций в интересах, под управлением и контролем заказчика, а заказчик обязуется оплатить услуги по предоставлению труда работников (персонала) и использовать труд направленных к нему работников в соответствии с трудовыми функциями, определенными трудовыми договорами, заключенными этими работниками с исполнителем.
Таким образом, договор о предоставлении труда работников (персонала) по своей сути является договором гражданско-правовым и отношения между сторонами указанного договора, равно как и его существенные условия, в полной мере регулируются нормами обязательственного права.
В соответствии с п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. При этом в силу п. 1 ст. 307.1 ГК РФ к обязательствам, возникшим из договора (договорным обязательствам), общие положения об обязательствах применяются, если иное не предусмотрено правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в ГК РФ и иных законах, а при отсутствии таких специальных правил - общими положениями о договоре.
Законом о занятости определены существенные условия договора о предоставлении труда работников (персонала), которыми являются: соблюдение принимающей стороной установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда; наличие ограничений по отдельным целям заключения трудовых договоров (п. п. 12, 13 ст. 18.1 Закона о занятости).
Законодательного запрета на допущение направления работников принимающей стороной в командировки ст. 18.1 Закона о занятости не содержит.
Таким образом, с точки зрения норм гражданского законодательства о договоре о предоставлении труда работников (персонала) запрет на направление работников в командировки принимающей стороной (заказчиком) не установлен. Исходя из принципа свободы договора, по нашему мнению, принимающая и направляющая стороны вправе урегулировать это условие в договоре.
Во-вторых, ст. 251 ТК РФ установлено, что под особенностями регулирования труда понимаются нормы, частично ограничивающие применение общих правил по тем же вопросам либо предусматривающие для отдельных категорий работников дополнительные правила.
Соответственно, к работникам, направленным к заказчикам частными агентствами занятости по договорам о предоставлении труда работников (персонала), нормы, не урегулированные гл. 53.1 ТК РФ, применяются в общем порядке (на тех же условиях, что и к работникам непосредственно принимающей либо направляющей стороны).
Главой 53.1 ТК РФ вопрос направления таких работников в командировки не урегулирован. Таким образом, на них распространяются общие правила, установленные трудовым законодательством.
Частью 1 ст. 166 ТК РФ определено, что служебной командировкой является поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Указанное определение строго ограничивает круг лиц, которые могут направить работника в командировку, работодателем.
Из положений ч. 1 ст. 341.1, ч. 1, 2 ст. 341.2 ТК РФ следует, что работодателем для работника, направляемого временно по договору о предоставлении труда работников (персонала), является частное агентство занятости, а не принимающая сторона. Таким образом, право на издание распоряжения о направлении таких работников в командировку остается за направляющей стороной.
В-третьих, ст. 20 ТК РФ установлено, что работодателем является юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. Права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами, иными лицами, уполномоченными на это в соответствии с федеральным законом, в порядке, установленном ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.
Соответственно, по нашему мнению, работодатель (исполнительный орган юридического лица) вправе передать (передоверить) свои полномочия (либо их часть) и иным лицам, не находящимся с ним в трудовых правоотношениях. Так, в частности, работодателем могут быть переданы принимающей стороне по договору о предоставлении труда работников (персонала) полномочия по направлению работников в командировки.
Из всего вышесказанного следует, что условия о запрете направления работников частного агентства занятости в командировки либо особый порядок их направления при необходимости должны быть урегулированы договором о предоставлении труда работников (персонала) между частным агентством занятости и заказчиком. По общему правилу распоряжение о направлении работника в командировку должен издать работодатель - частное агентство занятости. Однако указанные полномочия могут быть переданы направляющей стороной принимающей стороне путем согласования данного условия в договоре о предоставлении труда работников (персонала) либо выдачи доверенности.
Р.Б.Юльчиев
Советник государственной
гражданской службы РФ
2 класса
Государственная инспекция труда
в Самарской обл.
11.11.2016