Вопрос: Работница трудоустроена в августе 2016 г. В апреле 2017 г. она уходит в декретный отпуск, справки о доходах с прежнего места работы представила. Как рассчитать пособие по беременности и родам, если работница в прошлом году (июне 2016 г.) получила гражданство РФ?
Ответ: Работнице, получившей гражданство Российской Федерации в июне 2016 г., на момент ухода в отпуск по беременности и родам в апреле 2017 г. должно быть выплачено пособие по беременности и родам. Для его расчета должен быть принят средний заработок за 2015 и 2016 гг., в том числе доходы, на которые производились начисление и уплата страховых взносов у прежних страхователей. В случае если рассчитанный таким образом средний заработок будет составлять величину ниже минимального размера оплаты труда, то пособие должно быть рассчитано из МРОТ.
Обоснование: В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) граждане РФ, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, а также иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), работающие по трудовым договорам, подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Частью 4 упомянутой статьи определено, что застрахованные лица имеют право на получение страхового обеспечения при соблюдении условий, предусмотренных, в частности, Федеральным законом N 255-ФЗ, а также Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный закон N 81-ФЗ).
В соответствии с абз. 2 ст. 6 Федерального закона N 81-ФЗ право на пособие по беременности и родам имеют женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. При этом в силу абз. 2, 4 и 5 ч. 1 ст. 1 Федерального закона N 81-ФЗ действие данного Закона распространяется в равной степени как на граждан Российской Федерации, проживающих на территории Российской Федерации, так и на постоянно проживающих на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, а также беженцев, а также временно проживающих на территории Российской Федерации и подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством иностранных граждан и лиц без гражданства.
Какие-либо ограничения в связи со сроками вступления в гражданство Российской Федерации для застрахованных лиц не установлены. Единственное ограничение по возникновению права на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством для иностранных граждан установлено ч. 4.1 ст. 2 Федерального закона N 255-ФЗ в отношении пособия по временной нетрудоспособности.
Таким образом, в описанной в вопросе ситуации работник имеет право на получение пособия по беременности и родам.
В соответствии с абз. 2 ст. 8 Федерального закона N 81-ФЗ пособие по беременности и родам устанавливается в размере среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и с учетом иных условий, установленных Федеральным законом N 255-ФЗ, женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по беременности и родам, в соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (за период по 31 декабря 2016 г. включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 г.). Средний заработок рассчитывается за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) (ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ).
Как установлено ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ, в случае если застрахованное лицо в периоды, указанные в ч. 1 настоящей статьи, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
Таким образом, работнице, получившей гражданство Российской Федерации в июне 2016 г., на момент ухода в отпуск по беременности и родам в апреле 2017 г. должно быть выплачено пособие по беременности и родам. Для его расчета должен быть принят средний заработок за 2015 и 2016 гг., в том числе доходы, на которые производились начисление и уплата страховых взносов у прежних страхователей. В случае если рассчитанный таким образом средний заработок будет составлять величину ниже минимального размера оплаты труда, то пособие должно быть рассчитано из минимального размера оплаты труда.
Р.Б. Юльчиев
Государственное учреждение -
Самарское региональное отделение
Фонда социального страхования
Российской Федерации
21.09.2017