Вопрос: Может ли быть уволен работник по инициативе работодателя при условии, что он является членом участковой избирательной комиссии? Работник увольняется за повторное нарушение дисциплины (п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" запретил увольнение работника - члена избирательной комиссии по инициативе работодателя, а Конституционный Суд РФ разрешил увольнение только за грубое дисциплинарное нарушение.
Ответ: Увольнение работника, являющегося членом участковой избирательной комиссии, за неоднократное нарушение трудовой дисциплины не является результатом преследования лица за исполнение возложенных на него публично значимых функций и, по нашему мнению, является правомерным. Однако, учитывая, что Конституционный Суд РФ ясно выразил свою волю только в отношении грубого дисциплинарного нарушения работника, увольнение за неоднократное нарушение трудовой дисциплины является спорным в судебной практике.
Обоснование: В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ трудовой договор может быть расторгнут по инициативе работодателя в случае неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.
В соответствии с п. 19 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон) член комиссии с правом решающего голоса до окончания срока своих полномочий, член комиссии с правом совещательного голоса в период избирательной кампании, кампании референдума не могут быть уволены с работы по инициативе работодателя или без их согласия переведены на другую работу.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 16.01.2007 N 160-О-П положение п. 19 ст. 29 Закона в системе действующего правового регулирования не исключает возможности увольнения по инициативе работодателя лица, исполняющего полномочия члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, по такому предусмотренному законом основанию для расторжения трудового договора, как грубое нарушение трудовых обязанностей, в случае если увольнение не является результатом преследования лица за исполнение возложенных на него публично значимых функций.
При этом Конституционный Суд РФ оставил открытым вопрос увольнения по другим основаниям по инициативе работодателя, за исключением увольнения за грубое нарушение трудовой дисциплины.
По нашему мнению, запрет на увольнение работника, члена избирательной комиссии не является абсолютным и решение должно приниматься с учетом цели, которую раскрыл Конституционный Суд РФ. Запрет на увольнение работника - члена избирательной комиссии, по мнению Конституционного Суда РФ, не является его личной привилегией и призван служить публичным интересам, охраняя таких работников в силу осуществляемых ими публично значимых полномочий. Выступая лишь способом обеспечения исполнения публично значимой функции, запрет на увольнение работника - члена избирательной комиссии по инициативе работодателя по своему конституционно-правовому смыслу, как указал Конституционный Суд РФ в Определении N 160-О-П, не имеет абсолютного характера, не должен трактоваться как сам по себе исключающий любую возможность его увольнения.
Следовательно, по нашему мнению, работодатель также вправе уволить работника и за неоднократное нарушение трудовых обязанностей, если это увольнение не является результатом преследования лица за исполнение возложенных на него публично значимых функций.
Однако судебная практика по данному вопросу противоречива.
Первый подход: Конституционный Суд РФ допустил увольнение по инициативе работодателя только за грубое нарушение трудовой дисциплины. Следовательно, увольнение за неоднократное нарушение трудовой дисциплины - недопустимо (Кассационное определение Хабаровского краевого суда от 25.08.2010 по делу N 33-5604).
Подход второй: запрет на увольнение работника - члена избирательной комиссии не является его личной привилегией и призван служить публичным интересам, охраняя таких работников в силу осуществляемых ими публично значимых полномочий. Поэтому допустимо увольнение также и за неоднократное нарушение трудовой дисциплины, если увольнение не является результатом преследования лица за исполнение возложенных на него публично значимых функций (Апелляционное определение Московского городского суда от 26.08.2015 по делу N 33-26907/2015).
Р.К. Петросов
ООО "М-СТАЙЛ"
Региональный информационный центр
31.08.2017