Вопрос: Российская организация приобретает информационные материалы у иностранной организации. Основанием для оплаты является счет. Материалы передаются по сети Интернет. Работник оплатил счет иностранной организации со своего личного валютного счета. При этом он представил авансовый отчет: счет, выставленный организации, выписку по своему валютному счету. Авансовый отчет одобрен, денежные средства выплачены работнику в рублях. Письменного распоряжения об оплате не было. Может ли быть в этом случае применена ответственность к российской организации за нарушение валютного законодательства?
Ответ: К российской организации может быть применена ответственность за нарушение валютного законодательства, установленная ч. 1 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за осуществление работником организации валютной операции через личный валютный счет, минуя банковский счет организации, открытый в уполномоченном банке.
Обоснование: Порядок осуществления резидентами валютных операций установлен положениями Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ). В соответствии с пп. "б" п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ к валютным операциям относится приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа. В силу положений ст. 6 Закона N 173-ФЗ валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных ст. 11 Закона N 173-ФЗ.
Частью 2 ст. 14 Закона N 173-ФЗ установлено, что расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Банком России, а также переводами электронных денежных средств, если иное не установлено Законом N 173-ФЗ. В названной норме содержится закрытый перечень случаев, при которых юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты без использования банковских счетов в уполномоченных банках.
Частью 1 ст. 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Из диспозиции ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ следует, что среди прочих признаются незаконными валютными операциями операции, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Осуществленная работником организации валютная операция через личный валютный счет, минуя банковский счет организации, открытый в уполномоченном банке, среди названных исключений не указана, и возможность ее осуществления, минуя счета в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена.
Таким образом, организация - резидент РФ должна расплатиться с иностранной организацией - нерезидентом только в безналичной форме с использованием банковского счета в уполномоченном банке.
Следовательно, в рассматриваемом случае может быть применена ответственность к российской организации за нарушение валютного законодательства, которая установлена ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Одновременно обращаем внимание, что при осуществлении внешнеторговой деятельности и валютных операций резиденты должны соблюдать требования ст. ст. 19 (требование по репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации), 20 (единые правила оформления паспортов сделок) Закона N 173-ФЗ и Инструкции Банка России от 04.06.2012 N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением".
При этом, по нашему мнению, не имеет значения последующее одобрение организацией действий работника по оплате счета иностранной организации за приобретенные российской организацией информационные материалы.
Так, если у лица отсутствовали полномочия действовать от имени другого лица или оно действовало с превышением таких полномочий, сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица (п. 1 ст. 183 Гражданского кодекса РФ). Исключение из этого правила - ситуация, когда другое лицо (представляемый) впоследствии прямо одобряет сделку, заключенную неуполномоченным лицом. Президиум ВАС РФ пояснил, что эти правила применяются независимо от того, знала ли другая сторона о том, что представитель действует с превышением полномочий или при отсутствии таковых (п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 23.10.2000 N 57 "О некоторых вопросах практики применения статьи 183 Гражданского кодекса Российской Федерации"). Последующее одобрение сделки представляемым создает, изменяет и прекращает для него гражданские права и обязанности по данной сделке с момента ее совершения (п. 2 ст. 183 ГК РФ).
Под прямым последующим одобрением сделки представляемым могут пониматься в том числе письменное или устное одобрение, конкретные действия представляемого, если они свидетельствуют об одобрении сделки (п. 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ N 57).
По правилам п. 1 ст. 183 ГК РФ сделка, исполненная работником организации, у которого отсутствовали полномочия на оплату договора от имени организации, считается заключенной от имени и в интересах работника организации. Дальнейшие действия организации в виде возмещения работнику затрат по оплате в пользу иностранного контрагента можно квалифицировать как последующее одобрение сделки. Таким образом, сделка, заключенная работником организации, в силу ее последующего одобрения организацией порождает права и обязанности у организации. После одобрения организацией действий ее работника погашаются работнику произведенные им расходы.
Однако, поскольку в рассматриваемом случае контрагент организации является иностранной организацией - нерезидентом, реализация норм о последующем одобрении организацией сделки, по нашему мнению, должна осуществляться с соблюдением норм Закона N 173-ФЗ, а локальные нормативные акты организации (приказы, соглашения, договоры) не должны противоречить требованиям этого Закона.
Л.В. Попова
АКГ "Панацея ПРОФ"
26.06.2017