Вопрос: Где и каким образом индивидуальный предприниматель должен хранить трудовые книжки работников?
Ответ: Индивидуальный предприниматель должен хранить трудовые книжки работников в местах, позволяющих обеспечить их сохранность.
Обоснование: Согласно п. 42 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 "О трудовых книжках" (далее - Правила ведения и хранения трудовых книжек), бланки трудовой книжки и вкладыша в нее хранятся в организации как документы строгой отчетности и выдаются лицу, ответственному за ведение трудовых книжек, по его заявке.
По окончании каждого месяца лицо, ответственное за ведение трудовых книжек, обязано представить в бухгалтерию организации отчет о наличии бланков трудовой книжки и вкладыша в нее и о суммах, полученных за оформленные трудовые книжки и вкладыши в них, с приложением приходного ордера кассы организации. Испорченные при заполнении бланки трудовой книжки и вкладыша в нее подлежат уничтожению с составлением соответствующего акта.
Пунктом 6.2 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете (утв. Минфином СССР 29.07.1983 N 105) установлено, что бланки строгой отчетности должны храниться в сейфах, металлических шкафах или специальных помещениях, позволяющих обеспечить их сохранность. Однако данное Положение не распространяется на индивидуального предпринимателя.
В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.
Однако при этом законодательно не установлено, должны ли трудовые книжки храниться по месту регистрации организации или индивидуального предпринимателя.
Таким образом, представляется, что трудовые книжки работников индивидуальный предприниматель может хранить как по месту регистрации, то есть дома, так и по месту производства. При этом индивидуальный предприниматель как работодатель обязан обеспечить их сохранность и установленный законом документооборот.
Несоблюдение Правил ведения и хранения трудовых книжек является нарушением трудового законодательства и влечет административную ответственность в соответствии с ч. 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
И.А. Васильев
Советник государственной
гражданской службы РФ
1 класса
Государственная инспекция труда
в Челябинской обл.
27.06.2017