Вопрос: Обязан ли индивидуальный предприниматель, зарегистрированный до 2017 г. и не имеющий наемных работников, представить в 2017 г. в налоговую инспекцию заявление о постановке на учет в качестве плательщика страховых взносов за себя? Обязан ли он после найма в 2017 г. работников представить в налоговую инспекцию заявление о постановке на учет в качестве плательщика страховых взносов себя как работодателя?
Ответ: Индивидуальный предприниматель, зарегистрированный до 2017 г. и не имеющий наемных работников, не обязан представлять в 2017 г. в налоговую инспекцию заявление о постановке на учет в качестве плательщика страховых взносов за себя. После найма в 2017 г. работников он также не обязан представлять в налоговую инспекцию заявление о постановке на учет в качестве плательщика страховых взносов себя как работодателя.
Обоснование: В соответствии с п. 7.2 ст. 83 Налогового кодекса РФ (введен с 01.01.2017 Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование") постановка на учет (снятие с учета) физического лица в качестве плательщика страховых взносов, признаваемого таковым в соответствии со ст. 419 НК РФ, осуществляется налоговым органом по месту его жительства (месту пребывания - при отсутствии у физического лица места жительства на территории РФ) на основании заявления этого физического лица о постановке на учет (снятии с учета) в качестве плательщика страховых взносов, представляемого в любой налоговый орган по своему выбору.
При этом в Федеральном законе N 243-ФЗ и принятом в связи с ним Федеральном законе от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" отсутствуют какие-либо переходные положения в отношении индивидуальных предпринимателей - плательщиков страховых взносов, зарегистрированных до 2017 г.
В то же время ФНС России в Письме от 31.01.2017 N БС-4-11/1628@ по вопросу регистрации индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, при представлении ими копий трудовых договоров, договоров гражданско-правового характера (предметом выполнения которых являются выполнение работ и оказание услуг и др.) сообщает:
"Согласно положениям ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона N 250-ФЗ) регистрация и снятие с регистрационного учета страхователей в территориальных органах ПФР осуществляются на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, едином государственном реестре налогоплательщиков, поступающих из налоговых органов.
Таким образом, начиная с 01.01.2017 регистрация индивидуальных предпринимателей - работодателей в заявительном порядке в качестве страхователей не предусмотрена".
На основании изложенного полагаем, что индивидуальный предприниматель, зарегистрированный до 2017 г. и не имеющий наемных работников, не обязан представлять в 2017 г. в налоговую инспекцию заявление о постановке на учет в качестве плательщика страховых взносов за себя. После найма в 2017 г. работников он также не обязан представлять в налоговую инспекцию заявление о постановке на учет в качестве плательщика страховых взносов себя как работодателя.
С.М. Лазутин
ООО "М-СТАЙЛ"
Региональный информационный центр
02.08.2017