Вопрос: Можно ли предусмотреть в локальном акте выплату материальной помощи в связи со свадьбой работника только при первичном заключении брака в размере на усмотрение руководителя организации? Является ли это дискриминацией?
Ответ: При наличии финансовой возможности работодатель вправе в локальном нормативном акте прописать выплату материальной помощи по тем или иным основаниям и выдавать ее работникам. При этом указание условия о выплате материальной помощи в связи со свадьбой работника только при первичном заключении брака будет дискриминирующим по отношению к работникам, вступающим в брак повторно. Работодатель не вправе выделять семейный статус работника, но вправе уточнить, что выплата материальной помощи при бракосочетании осуществляется всем работникам только один раз за время работы в данной организации.
Ввиду того что выплата материальной помощи в связи с бракосочетанием не связана с деловыми качествами работников, а направлена на их социальную поддержку, по нашему мнению, установление необоснованно разных размеров материальной помощи для работников, имеющих одинаковый оклад, будет являться дискриминацией. Работодателю следует установить критерии определения величины материальной помощи в связи с бракосочетанием.
Обоснование: Согласно ст. 8 Трудового кодекса РФ работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Выплаты материальной помощи в связи с бракосочетанием не предусмотрены трудовым законодательством РФ, а являются в основном инициативой работодателя и выплачиваются за его счет. Порядок таких выплат должен быть закреплен в локальном нормативном акте, коллективном договоре.
Таким образом, при наличии финансовой возможности работодатель вправе в локальном нормативном акте прописать выплату материальной помощи по тем или иным основаниям и выдавать ее работникам.
Материальная помощь является одним из видов социальной поддержки работников.
ТК РФ не содержит точного перечня выплат социального характера. Согласно п. 3 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922, к выплатам социального характера и иным выплатам, не относящимся к оплате труда, относятся материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие.
Выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд) (ст. 129 ТК РФ, Постановление Президиума ВАС РФ от 14.05.2013 N 17744/12).
Материальная помощь - социально-экономическая услуга, выражающаяся в предоставлении как денежных средств, так и продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе (ГОСТ Р 52495-2005 "Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Термины и определения", утвержденный Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2005 N 532-ст).
Следовательно, выплата материальной помощи носит непроизводственный характер и предоставляется работникам в целях поддержки и улучшения жизненного уровня. Соответственно, выплата материальной помощи в связи с бракосочетанием не связана с деловыми качествами работника, с его индивидуальными производственными результатами или выполнением им трудовых обязанностей.
В силу ст. 3 ТК РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Ввиду того что выплата материальной помощи в связи с бракосочетанием не связана с деловыми качествами работников, а направлена на их социальную поддержку, по нашему мнению, нельзя исключить, что выплата работникам, имеющим одинаковый оклад, разных размеров материальной помощи может быть расценена как дискриминация, поскольку в данном случае будет иметь место противоречие требованиям ст. 3 ТК РФ, которая прямо указывает, что никто не может получать какие-либо преимущества в зависимости от имущественного, семейного, социального положения.
В данном случае работодателю следует установить критерии определения величины материальной помощи в связи с бракосочетанием.
Что касается порядка выплаты материальной помощи в связи со свадьбой работника, полагаем, что работодателю не следует указывать, что выплата материальной помощи осуществляется исключительно лицам, впервые вступающим в брак, поскольку данное положение будет противоречить требованиям ст. 3 ТК РФ и являться дискриминирующим по отношению к лицам, вступающим в брак повторно, а именно по семейному статусу.
Однако, по нашему мнению, в рассматриваемой ситуации противоречия требованиям ст. 3 ТК РФ не возникнет, если из локального нормативного акта работодателя будет следовать, что материальная помощь в связи с бракосочетанием предоставляется всем работникам организации только один раз за время работы в данной организации. Тем самым работникам, которые вступили в брак повторно, но ранее не получали материальную помощь в данной организации, работодатель также предоставляет право на ее получение.
Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что в локальном нормативном акте работодатель не должен выделять семейный статус работника, но вправе уточнить, что выплата материальной помощи при бракосочетании является разовой. Данное условие будет правомерным и не будет являться дискриминацией, поскольку выплата материальной помощи зависит от финансовых возможностей работодателя. Работодатель может преследовать конкретную цель - один раз предоставить финансовую поддержку работникам при заключении брака. Данное условие не ухудшает права работников.
Таким образом, работодатель вправе в локальном нормативном акте организации предусмотреть условие о выплате материальной помощи в связи со свадьбой работника только один раз за время работы у данного работодателя. При этом рекомендуется отразить конкретные критерии определения сумм выплат материальной помощи, поскольку указанный вид выплат не связан с деловыми качествами работников и установление необоснованно разных размеров материальной помощи для работников, имеющих одинаковый оклад, будет являться дискриминацией.
В.И. Неклюдов
Государственная инспекция труда
в Нижегородской обл.
11.04.2018