Вопрос: В организации отсутствуют работники, подлежащие воинскому учету. Нужно ли издавать приказ об организации воинского учета или приказ оформляется только после приема хотя бы одного военнообязанного работника? Необходимо ли сообщить в военкомат информацию об отсутствии подлежащих воинскому учету работников?
Ответ: Приказ об организации воинского учета издавать необходимо, даже если отсутствуют работники, подлежащие воинскому учету.
Полагаем, что в целях проведения сверки не реже одного раза в год следует сообщать в военкомат информацию об отсутствии подлежащих воинскому учету работников.
Обоснование: В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" все организации, независимо от форм собственности, должны вести воинский учет.
Воинский учет в организациях ведется в соответствии с Методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017) (далее - Методические рекомендации).
В п. 4 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719, установлено, что основным требованием, предъявляемым к системе воинского учета, является постоянное обеспечение полноты и достоверности данных, определяющих количественный состав и качественное состояние призывных и мобилизационных людских ресурсов.
Персональный состав работников и их функциональные обязанности по ведению воинского учета, в том числе по бронированию граждан, закрепляются в приказе по форме, установленной в Приложении N 4 к Методическим рекомендациям. Приказ издается при образовании организации и далее ежегодно перед началом календарного года (п. п. 22, 39 Методических рекомендаций).
Работники, осуществляющие в организациях воинский учет:
- сверяют не реже одного раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан (пп. "г" п. 29 Методических рекомендаций);
- сверяют не реже одного раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований и (или) органов местного самоуправления, согласно Приложению N 12 к настоящим Методическим рекомендациям (пп. "д" п. 29 Методических рекомендаций).
Таким образом, полагаем, в целях проведения сверки не реже одного раза в год следует сообщать в военкомат информацию об отсутствии подлежащих воинскому учету работников.
За состояние воинского учета, осуществляемого организациями, отвечают руководители этих организаций (п. 9 Методических рекомендаций).
Граждане и должностные лица, виновные в неисполнении обязанностей по воинскому учету, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 40 Методических рекомендаций).
Обращаем внимание, что непредставление руководителем или другим должностным лицом организации, ответственным за военно-учетную работу, в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до одной тысячи рублей (ст. 21.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы (отчисленных из образовательных организаций) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до одной тысячи рублей (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ).
И.А. Васильев
Советник государственной
гражданской службы РФ
1 класса
Государственная инспекция труда
в Челябинской обл.
08.02.2018