Вопрос: В организации (ресторане) работает много иностранцев из ближнего зарубежья. Может ли работодатель запретить таким работникам общаться в рабочее время между собой на иностранном языке?
Ответ: Работодатель вправе установить в локальном нормативном акте запрет на общение между работниками на иностранном языке, только если это объективно мешает процессу работы. За нарушение этого требования работодатель может привлечь работников к дисциплинарной ответственности.
Обоснование: В соответствии со ст. 68 Конституции РФ и ст. 1 Федерального закона от 01.06.2005 N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. Также в России признаются и защищаются языки народов РФ (Закон РФ от 25.10.1991 N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации"). Аналогичных норм, защищающих иностранные языки, не являющиеся языками народов РФ, российское законодательство не содержит.
Использование работниками иностранных языков для общения друг с другом может создать проблемы для работодателей. Например, если работники ресторана используют иностранные языки при клиентах, это может вызвать дискомфорт у посетителей и негативно отразиться на деловой репутации ресторана. По нашему мнению, закрепление обязанности работников общаться в рабочее время только на русском языке сходно с установлением обязанности соблюдать определенный дресс-код или вежливо общаться с посетителями.
Такое правило поведения работодатель может установить в локальном нормативном акте, например в правилах внутреннего трудового распорядка (ст. 189 Трудового кодекса РФ).
За несоблюдение установленных правил работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности (ст. 192 ТК РФ), в том числе ему могут быть объявлены замечание или выговор. В случае неоднократного нарушения установленных правил работник может быть уволен по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.
Указания на то, что работодатель вправе запрещать работникам действия, косвенно влияющие на рабочий процесс, содержатся, в частности, в Письме Минтруда России от 16.09.2016 N 14-2/В-888. В данном Письме разъяснено, что, если в правилах внутреннего трудового распорядка, локальных нормативных актах или в трудовом договоре есть положения, предусматривающие недопустимость грубых, резких выражений при общении с коллегами или клиентами, к работнику, нарушающему данные положения, работодатель может применить меры дисциплинарного воздействия.
А.О. Пучкина
АО Агентство правовой информации
"Воробьевы горы"
Региональный информационный
центр
08.02.2018