Вопрос: В российской организации по трудовому договору работают временно пребывающие граждане КНР, не являющиеся высококвалифицированными работниками. Включаются ли сведения о данных работниках в расчет по страховым взносам, учитывая, что они не являются застрахованными лицами?
Ответ: Граждане КНР, временно пребывающие на территории Российской Федерации и работающие в российской организации по трудовым договорам, не являются застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования и обязательного медицинского страхования и являются застрахованными в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В этой связи в отношении указанных лиц будут заполняться только показатели Приложений 2 и 9 к разд. 1 расчета по страховым взносам.
Обоснование: Исходя из положений пп. 1 п. 1 ст. 420 гл. 34 "Страховые взносы" Налогового кодекса РФ объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (Федеральные законы от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ) и от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ)), производимые, в частности, в рамках трудовых отношений.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 7 Федерального закона N 167-ФЗ, ч. 1 ст. 2 Федерального закона N 255-ФЗ и ст. 10 Федерального закона N 326-ФЗ иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации и работающие по трудовому договору, подлежат обязательному пенсионному страхованию и обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и не подлежат обязательному медицинскому страхованию.
При этом ст. 2 Федерального закона N 167-ФЗ, ст. 2 Федерального закона N 326-ФЗ и ст. 1.1 Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные данными федеральными законами, то применяются правила международного договора Российской Федерации.
Так, п. "б" ст. 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о временной трудовой деятельности граждан Российской Федерации в Китайской Народной Республике и граждан Китайской Народной Республики в Российской Федерации от 03.11.2000 (далее - Соглашение) предусмотрено, что действие Соглашения распространяется, в частности, на граждан КНР, осуществляющих на законном основании временную трудовую деятельность на территории Российской Федерации в соответствии с трудовыми договорами, заключенными с работодателями - юридическими лицами Российской Федерации.
Согласно положениям п. 2 ст. 12 Соглашения вопросы пенсионного страхования граждан КНР, осуществляющих временную трудовую деятельность на территории Российской Федерации в соответствии с трудовым договором, заключенным с работодателями Российской Федерации, регулируются законодательством государства постоянного проживания. Обязательное медицинское страхование указанных работников осуществляется работодателем в соответствии с законодательством принимающего государства.
Поскольку упомянутое Соглашение не регулирует вопросы социального страхования (обеспечения) вышеназванных граждан КНР, к ним в этой части применяется законодательство страны пребывания, то есть законодательство Российской Федерации.
Таким образом, с учетом совокупности положений п. 2 ст. 12 Соглашения и ст. 10 Федерального закона N 326-ФЗ, а также ч. 1 ст. 2 Федерального закона N 255-ФЗ граждане КНР, временно пребывающие на территории Российской Федерации и работающие по трудовым договорам, заключенным с российской организацией, не подлежат обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации, но подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и, следовательно, с выплат и иных вознаграждений, начисляемых плательщиком страховых взносов в их пользу, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование не уплачиваются, а страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уплачиваются по тарифу 1,8 процента в пределах установленной предельной величины базы по данному виду страхования (пп. 2 п. 2 ст. 425 НК РФ).
Такая же позиция изложена в Письме Минфина России от 19.10.2017 N 03-15-07/68519 (направлено Письмом ФНС России от 30.10.2017 N ГД-4-11/22072@).
С учетом изложенного показатели подразделов 1.1 "Расчет сумм взносов на обязательное пенсионное страхование" и 1.2 "Расчет сумм взносов на обязательное медицинское страхование" Приложения 1 к разд. 1 и разд. 3 "Персонифицированные сведения о застрахованных лицах" расчета по страховым взносам в отношении вышеуказанных граждан КНР не заполняются.
Показатели Приложения 2 "Расчет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством к разделу 1" и Приложения 9 "Сведения, необходимые для применения тарифа страховых взносов, установленного абзацем вторым подпункта 2 пункта 2 статьи 425 (абзацем вторым подпункта 2 статьи 426) Налогового кодекса Российской Федерации к разделу 1" к разд. 1 расчета по страховым взносам в отношении данных граждан КНР будут заполняться.
Г.М. Галимова
Советник государственной
гражданской службы РФ
2 класса
15.02.2018