Вопрос: В ноябре 2017 г. организацией (НПАО) было принято решение о сокращении работников в количестве 11 человек. Спустя два месяца при оформлении увольнения работников обнаружилось, что работодатель не известил службу занятости о сокращении штата. Возможно ли признание увольнения работников по сокращению штата незаконным в связи с неизвещением работодателем центра занятости?
Ответ: Увольнение работников организации (НПАО) по сокращению штата не может быть признано незаконным в связи с неизвещением работодателем службы занятости о сокращении штата.
Обоснование: В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в связи с сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. В силу ч. 2 ст. 180 ТК РФ о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
Согласно ч. 3 ст. 81 ТК РФ увольнение по сокращению численности или штата допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. При проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с ч. 3 ст. 81 ТК РФ (ч. 1 ст. 180 ТК РФ).
Согласно п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон N 1032-1) при принятии решения о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров работодатель-организация не позднее чем за два месяца, а работодатель - индивидуальный предприниматель не позднее чем за две недели до начала проведения соответствующих мероприятий обязаны в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости, указав должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника, а в случае если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников - не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.
Соответствующая информация предоставляется по установленной форме либо в произвольной письменной форме, но с указанием всех необходимых сведений, предусмотренных абз. 1 п. 2 ст. 25 Закона N 1032-1 (Письмо Роструда от 26.09.2016 N ТЗ/5624-6-1). Кроме того, региональными центрами занятости могут быть предусмотрены особые формы подачи сведений о высвобождаемых работниках (ст. 7.1-1 Закона N 1032-1).
При этом работодателю следует иметь в виду, что за непредоставление (несвоевременное предоставление) в орган службы занятости информации, указанной в абз. 1 п. 2 ст. 25 Закона N 1032-1, либо предоставление такой информации в неполном объеме или в искаженном виде предусмотрена ответственность по ст. 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях (Постановление Магаданского областного суда от 27.06.2016 N 4А-41/2016).
Правоприменительная практика отмечает, что незаконность увольнения подразумевает либо отсутствие законного основания увольнения, либо нарушение установленного законом порядка увольнения (Апелляционные определения Самарского областного суда от 06.12.2016 по делу N 33-15762/2016, от 19.04.2016 по делу N 33-4832/2016).
В судебной практике сформировалась позиция, согласно которой неизвещение службы занятости о сокращении должности работника не является основанием для признания увольнения незаконным, поскольку обязанность направления такой информации не относится к процедуре увольнения, предусмотренной трудовым законодательством, а относится к сфере содействия работодателей в обеспечении занятости населения (Апелляционные определения Нижегородского областного суда от 08.08.2017 по делу N 33-9200/2017, Санкт-Петербургского городского суда от 01.12.2016 N 33-24180/2016 по делу N 2-5736/2016, Московского областного суда от 30.11.2015 по делу N 33-29465/2015).
Следовательно, увольнение работников организации (НПАО) по сокращению штата не может быть признано незаконным в связи с неизвещением работодателем службы занятости о сокращении штата.
Ю.Ю. Астахова
АО Агентство правовой информации
"Воробьевы горы"
Региональный информационный
центр
01.03.2018