Вопрос: Заработная плата работника, работающего в местности с особыми климатическими условиями, без учета надбавки меньше федерального МРОТ (работодатель руководствовался Определениями Верховного Суда РФ от 19.09.2016 N 51-КГ16-10 и от 08.08.2016 N 72-КГ16-4). Правомерно ли привлечение работодателя к ответственности с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 N 38-П?
Ответ: Оснований для привлечения работодателя к ответственности за выплату заработной платы до вступления в силу Постановления Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 N 38-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.С. Григорьевой, О.Л. Дейдей, Н.А. Капуриной и И.Я. Кураш" (далее - Постановление N 38-П) без учета выявленного в нем конституционно-правового смысла оспариваемых норм в настоящее время не усматривается.
Обоснование: Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 133 Трудового кодекса РФ).
Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст. ст. 148, 315 ТК РФ).
В Определениях Верховного Суда РФ от 19.09.2016 N 51-КГ16-10 и от 08.08.2016 N 72-КГ16-4 был признан основанным на неправильном толковании и применении норм материального права подход, согласно которому районный коэффициент и процентную надбавку необходимо начислять сверх оклада, размер которого не может быть менее установленного федеральным законом МРОТ.
Постановлением N 38-П установлено, что положения перечисленных статей ТК РФ не противоречат Конституции РФ и не предполагают включения в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Выявленный Конституционным Судом РФ конституционно-правовой смысл оспариваемых положений является общеобязательным и исключающим любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
Кроме того, п. 5 Постановления N 38-П предусмотрено, что данное Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения.
В Определении Конституционного Суда РФ от 27.02.2018 N 252-О-Р было указано, что Конституционный Суд РФ специально не оговаривал порядок вступления в силу и сроки исполнения Постановления N 38-П, а потому оно вступило в силу с момента провозглашения. Из его содержания прямо следует, что начиная с этой даты (07.12.2017) при установлении (исчислении) минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте РФ) в него не могут включаться районные коэффициенты (коэффициенты) и процентные надбавки.
Также было указано на применение положений Постановления N 38-П в случае, если по состоянию на 07.12.2017 в производстве судов общей юрисдикции находились дела по требованиям об исчислении заработной платы в размере МРОТ без учета районных коэффициентов и процентных надбавок и решения по данным делам не были вынесены или не вступили в законную силу, а также в случае пересмотра подобных дел в кассационном или надзорном порядке. Ходатайство Минтруда России о возможности пересчета заработной платы за период, предшествующий вступлению в силу Постановления N 38-П, при этом было признано не подлежащим дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда РФ.
Таким образом, с момента провозглашения Постановления N 38-П в отношении неопределенного круга лиц ст. 129 и ч. 3 ст. 133 ТК РФ действуют в том конституционно-правовом смысле, который выявлен Конституционным Судом РФ (см. также Определение Конституционного Суда РФ от 16.01.2018 N 2-О).
Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, влекут административную ответственность по ч. 6 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Так как Постановление N 38-П действует с момента его провозглашения, а именно с 07.12.2017, оснований для привлечения к ответственности работодателя, ранее действовавшего на основании Определений Верховного Суда РФ, за выплату сумм заработной платы до вступления в силу Постановления N 38-П без учета выявленного в нем конституционно-правового смысла оспариваемых норм не усматривается.
Настоящее мнение не является нормативно-правовым актом.
Е.А. Ширшова
Федеральная служба
по труду и занятости
15.03.2018