Вопрос: Обязан ли работник сообщать работодателю о разводе? Правомерно ли дополнительно установить данную обязанность в локальном нормативном акте? Можно ли привлечь работника к дисциплинарной ответственности за несообщение работодателю данной информации?
Ответ: Действующее трудовое законодательство не предусматривает обязанности работника представлять работодателю сведения об изменении персональных данных, в том числе информацию о разводе. Работодатель может установить в локальном нормативном акте порядок обработки персональных данных работников, включающий в себя также способы сообщения работником об изменении тех сведений, которые необходимы работодателю для соблюдения законодательства. Привлечение работника к дисциплинарной ответственности за несообщение работодателю информации об изменении персональных данных, в том числе сведений о семейном положении, не представляется возможным.
Обоснование: Согласно ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" персональные данные - это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), а обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
В соответствии со ст. 57 Трудового кодекса РФ в трудовом договоре указываются фамилия, имя, отчество работника и сведения о документах, удостоверяющих его личность. Обязанность указывать в нем сведения об адресах сторон договора, их семейном положении и наличии детей в законе отсутствует. Однако по усмотрению сторон трудовых отношений данные сведения могут быть внесены в трудовой договор. Сведения о паспортных данных, семейном положении и наличии детей, адресе работника (по паспорту и фактическом) указываются в личной карточке работника. Форма личной карточки работника утверждена Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 (п. п. 9 - 12 разд. I).
Следует отметить, что с 01.01.2013 на основании ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" унифицированные формы не являются обязательными для использования в коммерческих организациях (Письма Роструда от 23.01.2013 N ПГ/409-6-1, от 23.01.2013 N ПГ/10659-6-1, от 14.02.2013 N ПГ/1487-6-1, Минтруда России от 14.05.2013 N 14-1/3030785-2617). Эти организации вправе как пользоваться формами первичных учетных документов, разработанными ими самостоятельно, так и продолжать использовать унифицированные формы.
Действующее трудовое законодательство не предусматривает обязанности работника представлять работодателю сведения об изменении указанных данных. В то же время такая обязанность установлена, например, пенсионным законодательством: работники (застрахованные лица) обязаны представлять сведения работодателю и заполнять необходимые документы в случае изменения сведений, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете (ст. 14 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"). Работник (застрахованное лицо) обязан предъявить работодателю (страхователю) документы, подтверждающие сведения о новом адресе, и заполнить соответствующие формы (абз. 2, 4 п. 2 ст. 9, п. 2 ст. 6 указанного Закона). В свою очередь, работодателю как налоговому агенту в случае представления документов, предусмотренных Налоговым кодексом РФ и содержащих недостоверные сведения, грозит штраф в размере 500 руб. за каждый представленный документ, содержащий недостоверные сведения (ст. 126.1 НК РФ (вступила в силу с 01.01.2016)). Это касается, в частности, обязанности работодателя отчитываться перед налоговыми органами о доходах физических лиц и удержанном налоге по форме 2-НДФЛ и о расчете сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом по форме 6-НДФЛ (п. 2 ст. 230 НК РФ). Указанные формы содержат персональные данные работников.
Поэтому в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов (в области пенсионного, налогового законодательства, а также законодательства о воинском учете, законодательства о социальном обеспечении и т.п.) работодатель может установить в локальном нормативном акте порядок обработки персональных данных работников, включающий в себя также способы сообщения работником об изменении тех сведений, которые необходимы работодателю для соблюдения законодательства, например путем ежегодного заполнения анкет, переданных работодателем работнику, а также при обращении за выдачей документов, связанных с работой, в которых указываются соответствующие персональные данные. Порядок должен быть разработан с учетом общих требований при обработке персональных данных работника и гарантий их защиты, установленных ст. 86 ТК РФ; работник должен быть ознакомлен с ним под подпись (п. 8 ст. 86 ТК РФ). Работодателю следует иметь в виду, что невыполнение работником обязанности по своевременному сообщению информации об изменении своих персональных данных не может повлечь для работника негативные последствия (его нельзя привлечь ни к дисциплинарной, ни к материальной ответственности), поскольку такая обязанность не вытекает из требований трудового законодательства. Законодатель установил для работника только право требования об исключении или исправлении неверных или неполных персональных данных (абз. 6 ст. 89 ТК РФ), а обязанность по представлению актуальных данных на работника законом не возложена. Нельзя привлечь работника к дисциплинарной или материальной ответственности и в случае представления им документов, содержащих недостоверные сведения (персональные данные). Норма п. 11 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (о праве работодателя расторгнуть трудовой договор в связи с представлением работником подложных документов) в подобных случаях применима быть не может, поскольку трудовой договор уже заключен, а новые документы (пусть даже с недостоверными сведениями) никак не могут повлиять на решение работодателя о заключении трудового договора. Предполагается, что установление порядка обработки персональных данных работников в локальном нормативном акте само по себе не решит проблему своевременного изменения работодателем сведений о персональных данных, содержащихся в документах, используемых в деятельности организации, поскольку для работников установление соответствующей обязанности по сути будет являться установлением способа реализации ими своего права требования к работодателю об изменении неактуальных данных. Но такой документ может помочь работодателю избежать претензии к нему со стороны работников или контролирующих органов при возникновении тех или иных негативных последствий использования неактуальных сведений при заполнении документов в целях представления их в различные государственные органы.
В то же время необходимо отметить, что несоответствие реальных персональных данных о работнике и данных в кадровых документах может повлечь проблемы для самого работника (например, при подтверждении страхового стажа для начисления трудовой пенсии). Своевременное внесение указанных изменений в интересах самого работника.
А.А. Бердинских
Государственная инспекция труда
в Кировской обл.
16.03.2018