Вопрос: Согласно заключенному между местной администрацией (заказчиком) и предпринимателем контракту предприниматель ежедневно оказывает заказчику услуги по уборке помещений здания местной администрации и прилегающих к нему территорий. Контракт заключен сроком на год, цена контракта составляет 150 тыс. руб. Вправе ли заказчик изменить сумму оплаты по контракту ввиду неоказания предпринимателем услуг в течение двух недель подряд (вызвано увольнением работников, привлекаемых к оказанию услуг, за грубые нарушения дисциплины труда) соразмерно объему неоказанных услуг?
Ответ: Согласно позиции Президиума ВАС РФ заказчик в рассматриваемом случае вправе изменить сумму оплаты по контракту соразмерно уменьшению объема оказываемых по контракту услуг.
Обоснование: Согласно ст. 779 Гражданского кодекса РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с п. 1 ст. 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В силу ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей и ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
Обращаем внимание, что ст. ст. 34, 95 Закона N 44-ФЗ такое основание для изменения цены контракта, как оказание услуг в неполном объеме ввиду увольнения работников, не предусмотрено.
Однако, как следует из Постановления Президиума ВАС РФ от 13.05.2014 N 19371/13 по делу N А45-27060/2012, принимая во внимание, что плата по договору оказания услуг осуществляется за фактически оказанные услуги, а также то, что исполнителем был оказан объем услуг меньший, чем предусмотрено контрактом, его требование о взыскании платы за не оказанные им услуги по контракту удовлетворению не подлежало как необоснованное, незаконное, недобросовестное. Ошибочной является позиция о том, что цена контракта является твердой и подлежит оплате в изначально согласованном размере независимо от объема оказанных услуг, поскольку цена контракта определяется применительно к согласованному в нем объему услуг. В связи с этим уменьшение объема оказываемых по государственному контракту услуг влечет соразмерное уменьшение цены контракта. Иной подход противоречит принципам возмездности гражданско-правовых договоров и возмездного оказания услуг, нарушая баланс прав и интересов сторон, и нарушает публичные интересы при оплате услуг на основании государственного контракта ввиду необоснованного расходования бюджетных (публичных) денежных средств.
Несмотря на то что указанное Постановление Президиума ВАС РФ было вынесено в отношении контракта, заключенного в соответствии с утратившим с 01.01.2014 силу Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", полагаем, что данный вывод может применяться и в отношении контрактов, заключенных в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, заказчик в рассматриваемом случае вправе изменить сумму оплаты по контракту соразмерно уменьшению объема оказываемых по контракту услуг.
П.С.Долгополов
Юридическая компания "Юново"
26.12.2014