Вопрос: Местная администрация городского округа проводит электронный аукцион с целью заключения контракта на проведение комплекса работ "под ключ" (капитального ремонта, отделки, монтажа электро- и водоснабжения, канализации, отопления, оборудования мебелью и сантехникой) в отношении здания общежития для работников местной администрации. Правомерно ли при проведении электронного аукциона включение указанных работ в один лот?
Ответ: При проведении торгов для обеспечения муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов. При этом отмечаем, что в правоприменительной практике нет единого мнения о том, возможно ли объединение в один лот указанных в вопросе работ. Следовательно, заказчику в случае такого объединения следует быть готовым к спору с антимонопольным органом.
Обоснование: В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) контрактная система в сфере закупок основывается в том числе на принципе обеспечения конкуренции.
Согласно ст. 8 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Из Письма ФАС России от 05.12.2011 N ИА/45240 следует: в соответствии с п. 1.2 Положения об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 N 147, строительство объектов "под ключ" осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием, - ввод в эксплуатацию). При размещении соответствующих заказов заказчик вправе предусмотреть в документации о торгах необходимость поставки и монтажа оборудования, неразрывно связанного с объектом строительства. При этом в качестве неразрывно связанного с объектом строительства оборудования следует рассматривать оборудование, поставка и установка которого невозможны впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства. Объединение в один предмет торгов строительных работ и поставки оборудования, технологически и функционально не связанного с объектом строительства, не допускается, поскольку такое объединение приводит к необоснованному ограничению количества участников размещения заказа.
Обращаем внимание, что указанная позиция высказывалась в период действия Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", утратившего силу с 01.01.2014, однако она является актуальной и в настоящее время, на что указывает практика рассмотрения аналогичных вопросов антимонопольными органами. В то же время необходимо констатировать, что единый подход к данной проблеме в практике антимонопольных органов отсутствует.
К примеру, из Решения ФАС России от 20.08.2014 по делу N К-1220/14 следует: так как заказчиком в один предмет закупки объединены строительные работы и поставка мебели и оборудования, технологически и функционально не связанных с объектом строительства, это свидетельствует о необоснованном ограничении количества участников закупки.
Из Решения Марийского УФАС России от 25.06.2014 по делу N 02-06/67-14 следует, что включение заказчиком в аукционную документацию строительно-монтажных работ и поставки, установки оборудования, технологически и функционально не связанного со строительно-монтажными работами, лишило потенциальных участников закупки, не имеющих свидетельства о допуске к работам по генподряду, возможности претендовать на право заключения контракта на поставку соответствующей мебели, технологического оборудования и инвентаря. Следовательно, объединение в составе одной закупки способом электронного аукциона различных по функциональным характеристикам товаров, работ, услуг влечет за собой ограничение конкуренции при проведении аукциона ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов, которые могут принять участие в указанной закупке, так как участник электронного аукциона не допускается к участию, в случае если его заявка не соответствует требованиям аукционной документации.
Иная позиция высказывается в Решении Ненецкого УФАС России от 25.08.2014 по делу N 01-33/21-2014: Закон N 44-ФЗ не устанавливает запрета на включение в описание объекта закупки "Выполнение работ по строительству объекта" услуг по его оснащению (приобретению) оборудованием, мебелью и инвентарем, необходимым для достижения целей закупки в соответствии с обеспечением нужд заказчика.
Из Решения Красноярского УФАС России от 11.06.2014 N 454 следует, что объединение в один лот работ по строительству объекта и приобретению оборудования не нарушает требования действующего законодательства, обусловлено потребностями заказчика, является его правом и направлено на достижение единого результата - ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Таким образом, приходим к выводу, что единой позиции о том, правомерно ли подобное объединение, в правоприменительной практике нет; заказчику же в случае такого объединения следует быть готовым к спору с антимонопольным органом.
П.С.Долгополов
Юридическая компания "Юново"
26.12.2014