Вопрос: Работодатель после увольнения работника заверил запись в трудовой книжке печатью, однако оттиск штампа получился нечеткий (высохли чернила) и часть текста не читается. Можно ли поставить вторую печать рядом с первой и как поступить в данном случае работодателю, чтобы потом у работника не было проблем с Пенсионным фондом РФ?
Ответ: Если оттиск печати работодателя при заверении в трудовой книжке работника записи об увольнении получился нечетким, то, по нашему мнению, лучше выдать работнику заверенные работодателем копии приказов о приеме на работу и об увольнении и справку о действительности поставленной печати.
Обоснование: В соответствии с п. 35 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 "О трудовых книжках", при увольнении работника (прекращении трудового договора) все записи, внесенные в его трудовую книжку за время работы у данного работодателя, заверяются подписью работодателя или лица, ответственного за ведение трудовых книжек, печатью работодателя и подписью самого работника.
Однако в Трудовом кодексе РФ не оговорено, что делать в данной ситуации. Из буквального толкования текста следует, что должна стоять одна печать (так как слово "печать" стоит в единственном числе).
В соответствии с п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
По нашему мнению, в такой ситуации согласно ч. 4 ст. 84.1 ТК РФ в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику по его письменному заявлению заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой (в частности, приказов о приеме на работу и о прекращении трудового договора). Кроме того, в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" работнику должна быть выдана справка о сумме заработка за два календарных года, предшествующих году прекращения работы (службы, иной деятельности), и текущий календарный год.
Кроме того, работодатель может выдать справку, подтверждающую, что печать, удостоверяющая запись об увольнении, действительно поставлена данным работодателем.
Р.К.Петросов
ООО "М-СТАЙЛ"
Региональный информационный центр
29.12.2014