Вопрос: ПФР направил в адрес организации письмо с запросом о трудовом стаже работников до 2002 г. Данную информацию следовало предоставить в срок до 01.12.2014 в электронном и бумажном виде с приложением копий трудовых книжек работников. Возникнет ли у организации ответственность за непредставление указанных сведений в срок?
Ответ: Ответственность организации (страхователя) за невыполнение запроса ПФР о представлении сведений о трудовом стаже работников до 2002 г. (с приложением копий их трудовых книжек) не установлена.
Обоснование: Согласно ст. 3 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) индивидуальный (персонифицированный) учет обеспечивает достоверность сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер пенсии при ее назначении.
На основании ст. 13 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и ст. 16 Закона N 27-ФЗ ПФР имеет право проводить у страхователей проверки документов, связанных с представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, в том числе в целях осуществления оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Во исполнение указанных норм территориальными органами ПФР осуществляются документальные проверки достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений и единого подхода к оценке информации, необходимой для назначения государственных трудовых пенсий, содержащейся в представленных индивидуальных сведениях по общему, специальному трудовому стажу и заработку (вознаграждению), доходу застрахованного лица, о страховых взносах в ПФР за периоды до 1 января 2002 г. на основе Методических рекомендаций по организации и проведению документальной проверки достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении), доходе застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования, утвержденных Постановлением Правления ПФР от 30.01.2002 N 11п (далее - Методические рекомендации).
В Приложении 1 к Методическим рекомендациям изложен примерный перечень документов, на основании которых может быть осуществлена проверка; в из числе указаны трудовые книжки работников.
Согласно ст. 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
При этом в п. 7 Методических рекомендаций для проведения документальных проверок закреплен проверяемый период - два завершенных календарных года, предшествующих проверке.
Несмотря на то что ст. 17 Закона N 27-ФЗ установлена ответственность за непредставление в срок необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе ОПС сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах, привлечение страхователя к ответственности по этой статье за невыполнение запроса ПФР о представлении сведений о трудовом стаже работников до 2002 г. (с приложением копий их трудовых книжек) неправомерно.
Действие данной нормы Закона N 27-ФЗ распространяется только на правоотношения, связанные с представлением сведений в целях осуществления индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, после вступления в силу Федерального закона от 25.10.2001 N 138-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" и в статьи 12 и 67 Федерального закона "Об актах гражданского состояния".
В.И.Гавришова
Пенсионный фонд
Российской Федерации
12.02.2015