Вопрос: Работником налогового органа было вручено уведомление о дате рассмотрения материалов выездной проверки работнику организации, не имеющему полномочий представлять организацию в отношениях с налоговым органом. Является ли надлежащим факт уведомления организации?
Ответ: По нашему мнению, вручение работниками налогового органа уведомления о дате рассмотрения материалов выездной налоговой проверки работнику организации, не имеющему полномочий представлять организацию в отношениях с налоговым органом, может быть признано ненадлежащим уведомлением организации о дате рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, в случае если указанное обстоятельство привело к рассмотрению материалов выездной налоговой проверки в отсутствие представителей налогоплательщика. Данный факт может быть признан нарушением существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки и послужить основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа, принятого по результатам выездной налоговой проверки.
Обоснование: Согласно п. 1 ст. 29 Налогового кодекса РФ уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено НК РФ (п. 3 ст. 29 НК РФ).
В п. 1 ст. 185 Гражданского кодекса РФ указано, что доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.
Таким образом, в доверенности на представительство организации в налоговых органах должно быть указано право на представление интересов организации в налоговых органах.
В силу п. 2 ст. 101 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.
Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.
В соответствии с п. 14 ст. 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относятся обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
На основании п. 40 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" в силу п. 14 ст. 101 и п. 12 ст. 101.4 НК РФ неизвещение либо ненадлежащее извещение лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка или иные мероприятия налогового контроля, о месте и времени рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа соответствующих материалов является нарушением существенных условий процедуры рассмотрения и, следовательно, основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения, вынесенного в отсутствие этого лица по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки или материалов иных мероприятий налогового контроля, если только в ходе судебного разбирательства не будет установлено, что указанное лицо фактически приняло участие в рассмотрении соответствующих материалов.
Таким образом, по нашему мнению, вручение работниками налогового органа уведомления о дате рассмотрения материалов выездной налоговой проверки работнику организации, не имеющему полномочий представлять организацию в отношениях с налоговым органом, может быть признано ненадлежащим уведомлением организации о дате рассмотрения материалов выездной налоговой проверки.
Следовательно, в случае, если указанное обстоятельство привело к рассмотрению материалов выездной налоговой проверки в отсутствие налогоплательщика (представителей налогоплательщика), оно может быть признано нарушением существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки и послужить основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа, принятого по результатам выездной налоговой проверки.
Аналогичный вывод сделал Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 13.08.2014 по делу N А33-15707/2013.
П.Н.Зюков
Юридическая компания "Юново"
06.04.2015