Вопрос: По результатам проведенной выездной налоговой проверки налоговым органом была произведена переквалификация действий организации по вручению новогодних подарков работникам на операции по реализации товаров на безвозмездной основе, при этом налоговый орган определил их стоимость на основании счетов-фактур, товарных накладных от поставщиков, доначислил спорную сумму налога и отказал в применении налоговых вычетов сумм НДС, уплаченных при приобретении организацией указанных товаров (подарков), ссылаясь при этом на несоблюдение организацией заявительного порядка применения налогового вычета по НДС и неучет указанных вычетов в налоговых декларациях. Правомерен ли отказ налогового органа в применении налоговых вычетов при доначислении сумм НДС в ходе выездной налоговой проверки?
Ответ: Отказ налогового органа в применении налоговых вычетов при доначислении в ходе выездной налоговой проверки НДС с суммы реализации (передачи) новогодних подарков работникам на безвозмездной основе, стоимость которых определялась на основании счетов-фактур, товарных накладных от поставщиков, неправомерен. При этом ссылка налогового органа на несоблюдение организацией заявительного порядка применения налогового вычета по НДС и неучета указанных вычетов в налоговых декларациях несостоятельна, учитывая правовую позицию Президиума ВАС РФ, высказанную в Постановлении от 25.06.2013 N 1001/13.
Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 52 Налогового кодекса РФ налогоплательщик должен самостоятельно исчислить налог, подлежащий уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. При этом сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на налоговые вычеты общая сумма налога, рассчитываемая в соответствии со ст. 166 НК РФ и увеличенная на суммы восстановленного налога (п. 1 ст. 173 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
При определении сумм к уплате по НДС вследствие переквалификации спорных операций контролеры были обязаны в соответствии с п. 1 ст. 173 НК РФ уменьшить исчисленную сумму налога на соответствующие налоговые вычеты самостоятельно, поскольку в ходе проведения выездной налоговой проверки у налогового органа не было препятствий для определения действительного размера налоговой обязанности организации, так как сумма доначисленного налога рассчитывалась налоговым органом на основании счетов-фактур, в которых были отражены суммы предъявленного продавцом товара (подарков) налога, а спорные хозяйственные операции по приобретению и передаче подарков работникам были подтверждены соответствующими первичными документами и отражены организацией в бухгалтерском учете.
При этом ссылка налогового органа на несоблюдение организацией заявительного порядка применения налогового вычета по НДС и неучета его в декларациях несостоятельна, поскольку имела место переквалификация сделки в ходе проведения выездной налоговой проверки и организация не могла в принципе заявить данные вычеты, поскольку это изначально не соответствовало ее действительной позиции. Данные выводы подтверждаются Постановлением Президиума ВАС РФ N 1001/13.
Данная позиция подтверждается, например, Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.07.2013 N А19-8821/2011.
Таким образом, отказ налогового органа в применении налоговых вычетов при доначислении сумм НДС в ходе выездной налоговой проверки неправомерен.
Е.В.Пшеничная
ООО "ИК Ю-Софт"
Региональный информационный центр
08.04.2015