Вопрос: В соответствии с проведенной 30 июля 2013 г. аттестацией рабочего места работнику трудовым договором были установлены компенсации за работу в опасных условиях труда: дополнительный отпуск - 10 календарных дней и сокращенная рабочая неделя - 35 часов. На основании специальной оценки условий труда, проведенной в сентябре 2014 г., рабочее место также отнесено к опасным условиям труда. Вправе ли работодатель после проведения специальной оценки условий труда в одностороннем порядке изменить предоставляемые работнику компенсации, установив дополнительный отпуск 7 календарных дней и сокращенную рабочую неделю 36 часов?
Ответ: Несмотря на то что размеры вновь установленных гарантий и компенсаций по результатам специальной оценки рабочих мест соответствуют трудовому законодательству, они не могут быть снижены по сравнению с размерами, применяемыми к работнику на 31 декабря 2013 г., на основании проведенной аттестации рабочего места. Таким образом, должны сохраниться дополнительный отпуск продолжительностью 10 календарных дней и рабочая неделя продолжительностью 35 часов.
Обоснование: Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в соответствии со ст. 219 Трудового кодекса РФ должны устанавливаться соответствующие компенсации.
ТК РФ предусматривает предоставление соответствующих компенсаций на основе проведения специальной оценки условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда": ст. 92 ТК РФ устанавливается сокращенное рабочее время не более 36 часов в неделю, а ст. 117 ТК РФ - дополнительный отпуск не менее 7 календарных дней.
Исходя из указанных норм работодатель установил компенсации работнику на уровне, соответствующем действующему трудовому законодательству.
Вместе с тем переходными положениями ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" закреплено, что при реализации в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу данного Закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.
Верховный Суд РФ в Решении от 14.10.2014 N АКПИ14-918 указал, что из приведенных переходных положений следует, что к моменту вступления в силу Федерального закона N 421-ФЗ виды и достигнутые размеры предоставляемых гарантий (компенсаций) работникам, на рабочих местах которых по результатам проведенной до 31 декабря 2013 г. аттестации рабочих мест по условиям труда установлены вредные (опасные) условия труда, должны сохраняться до улучшения условий труда на данных рабочих местах, подтвержденного результатами проведения специальной оценки условий труда. Гарантии и компенсации работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляемые в соответствии с оспариваемым Перечнем, аттестация рабочих мест которых не проводилась, также должны сохраняться до проведения специальной оценки условий труда, результатами которой подтверждается улучшение условий труда на данных рабочих местах.
Аналогичная позиция содержится в Правительственной телеграмме Минтруда России от 19.12.2014 N 15-0/10/П-7498.
Таким образом, пересмотр предоставляемых компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, возможен лишь по результатам специальной оценки условий труда в случае улучшения этих условий.
На основании изложенного можно сделать вывод, что работодатель не вправе в одностороннем порядке уменьшить размеры предоставляемых работнику компенсаций и должен оставить их в количестве 10 календарных дней (дополнительный отпуск) и 35 часов (сокращенная рабочая неделя).
М.С.Сагандыков
К. ю. н.
Южно-Уральский государственный университет
(национальный исследовательский университет)
20.03.2015