Вопрос: В связи с производственной необходимостью работники организации с их письменного согласия привлекаются работодателем к работе в выходные дни. Работодатель, поскольку привлечение работников к работе в выходные дни не обусловлено непредвиденными и чрезвычайными причинами, указанными в ч. 2 и 3 ст. 113 ТК РФ, помимо получения письменного согласия работников, направляет также проект распоряжения о привлечении работников к работе в выходные дни в выборный орган первичной профсоюзной организации в соответствии с ч. 5 ст. 113 ТК РФ.
Вправе ли работодатель направить в выборный орган первичной профсоюзной организации для выражения мнения проект локального нормативного акта (распоряжения), содержащий список работников, которые могут быть привлечены к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, например в течение конкретного года? Или же работодатель обязан испрашивать мнение выборного органа первичной профсоюзной организации о привлечении работника к работе в конкретный выходной день?
Ответ: В ч. 5 ст. 113 Трудового кодекса РФ не указано, что работодатель должен испрашивать мнение выборного органа первичной профсоюзной организации перед принятием локального нормативного акта (распоряжения) о привлечении работника к работе в конкретные выходные и нерабочие праздничные дни. Положения ч. 5 ст. 113 ТК РФ будут выполнены работодателем, если работодатель направит в выборный орган первичной профсоюзной организации проект локального нормативного акта (распоряжения), содержащий список работников, которые могут быть привлечены к работе в выходные и нерабочие праздничные дни с их письменного согласия, в течение определенного периода времени, например в течение года, а также обоснование по данному проекту.
Обоснование: По общему правилу работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается (ч. 1 ст. 113 ТК РФ).
Исключения из данного правила содержатся в ТК РФ.
Так, привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится с их письменного согласия в случае необходимости выполнения заранее не предвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных структурных подразделений, индивидуального предпринимателя (ч. 2 ст. 113 ТК РФ).
Кроме того, ТК РФ содержит исчерпывающий перечень чрезвычайных обстоятельств, когда допускается привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни без их согласия (ч. 3 ст. 113 ТК РФ).
Трудовое законодательство предусматривает обязательное получение мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при привлечении работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни в других (не чрезвычайных и не непредвиденных) случаях, а также получение письменного согласия работника на привлечение его к работе в указанных неисключительных случаях (ч. 5 ст. 113 ТК РФ).
Привлечение работника к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится по письменному распоряжению работодателя (ч. 8 ст. 113 ТК РФ), то есть работодатель должен издать локальный нормативный акт о привлечении работника с его письменного согласия к работе в выходной день.
В ч. 5 ст. 113 ТК РФ не указано, что работодатель должен испрашивать мнение выборного органа первичной профсоюзной организации перед принятием локального нормативного акта (распоряжения) о привлечении работника к работе в конкретные выходные и нерабочие праздничные дни.
Локальный нормативный акт - это акт, содержащий нормы трудового права, то есть рассчитанный на неоднократное применение (ч. 1 ст. 8 ТК РФ), поэтому положения ч. 5 ст. 113 ТК РФ будут выполнены, если работодатель направит в выборный орган первичной профсоюзной организации проект локального нормативного акта (распоряжения), содержащий список работников, которые могут быть привлечены к работе в выходные и нерабочие праздничные дни (с их письменного согласия) в течение определенного периода времени, например года.
Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов закреплен в ст. 372 ТК РФ, согласно которой выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения от работодателя проекта локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме (ч. 2 ст. 372 ТК РФ).
В случае если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения, а при недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд (ч. 3 и 4 ст. 372 ТК РФ).
А.Б.Иванов
Общероссийское отраслевое
объединение работодателей
"Союз работодателей атомной
промышленности, энергетики и науки России"
20.03.2015