Вопрос: На организацию распространяется территориальное соглашение, согласно которому массовым признается сокращение численности или штата работников организации в количестве 60 и более человек в течение 30 календарных дней. Отраслевые соглашения на организацию не распространяются. Организация в течение 30 календарных дней сократила 55 человек, не считая данное сокращение массовым.
При проведении проверки соблюдения трудового законодательства в организации государственный инспектор труда указал, что работодателем были применены критерии массового увольнения, содержащиеся в территориальном соглашении, противоречащие пп. "б" п. 1 Положения об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения (утв. Постановлением Правительства РФ от 05.02.1993 N 99), согласно которому массовым считается сокращение численности или штата работников предприятия в количестве 50 и более человек в течение 30 календарных дней.
Прав ли государственный инспектор труда, требуя от организации руководствоваться при определении критериев массового увольнения не территориальным соглашением, а пп. "б" п. 1 Положения об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения?
Ответ: Поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 82 Трудового кодекса РФ критерии массового увольнения определяются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях, а в отношении организации действует территориальное соглашение, установившее критерии массового увольнения, работодатель должен руководствоваться данным территориальным соглашением, а не п. 1 Положения об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения (утв. Постановлением Правительства РФ от 05.02.1993 N 99) (далее - Положение), противоречащим ч. 1 ст. 82 ТК РФ.
Обоснование: Согласно ч. 7 ст. 5 ТК РФ постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.
Поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 82 ТК РФ критерии массового увольнения определяются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях, а в отношении организации действует территориальное соглашение, установившее критерии массового увольнения, работодатель должен руководствоваться данным территориальным соглашением, а не п. 1 Положения, противоречащим ч. 1 ст. 82 ТК РФ.
Федеральная служба по труду и занятости в одном из своих писем также подтвердила, что Постановление Правительства РФ N 99 в части определения критериев массового высвобождения утратило силу (Письмо Роструда от 24.01.2008 N 257-ТЗ). На необязательность применения данного Постановления указано и в ряде судебных постановлений (см., например, Апелляционное определение Ярославского областного суда от 03.05.2012 по делу N 33-2225/2012).
Следует отметить, что имеется судебная практика, в которой Постановление Правительства РФ N 99 упоминается как действующее и подлежащее применению (см., например, Апелляционное определение Омского областного суда от 28.03.2012 по делу N 33-1825/2012), но только при условии отсутствия действующего в отношении организации-работодателя отраслевого и (или) территориального соглашения, устанавливающего критерии массового увольнения.
А.Б.Иванов
Общероссийское отраслевое
объединение работодателей
"Союз работодателей атомной
промышленности, энергетики и науки России"
20.03.2015