Вопрос: Положение об оплате труда общества, устанавливающее системы оплаты труда в обществе, является приложением к коллективному договору общества, заключенному работодателем в ходе коллективных переговоров с первичной профсоюзной организацией, членами которой являются более 50% работников общества. Других представительных органов работников в обществе нет.
Положение об оплате труда не направлялось в данную первичную профсоюзную организацию для представления мотивированного мнения. Влечет ли принятие локального нормативного акта, устанавливающего системы оплаты труда в обществе (положения об оплате труда), в качестве приложения к коллективному договору, но без соблюдения порядка учета мнения представительного органа работников (ст. 372 ТК РФ) недействительность данного локального нормативного акта?
Ответ: Принятие локального нормативного акта, устанавливающего системы оплаты труда в обществе (положения об оплате труда), в качестве приложения к коллективному договору, но без соблюдения порядка учета мнения представительного органа работников (ст. 372 Трудового кодекса РФ) не влечет недействительность данного локального нормативного акта. Если положение об оплате труда принято работодателем в форме приложения к коллективному договору, то есть правовому акту, принимаемому совместно работниками и работодателем в лице их представителя первичной профсоюзной организации, то получать дополнительное мотивированное мнение представительного органа работников по проекту положения об оплате труда работодателю не требуется.
Обоснование: В силу ч. 2 ст. 135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ч. 4 ст. 135 ТК РФ локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Исходя из данной нормы работодатель либо может принять локальный нормативный акт, устанавливающий системы оплаты труда в организации (в рассматриваемом случае это положение об оплате труда) с учетом мнения представительного органа работников, либо в рамках коллективных переговоров по заключению коллективного договора принять совместное решение с представительным органом работников (в рассматриваемом случае это первичная профсоюзная организация), уполномоченным на заключение коллективного договора (ч. 3 ст. 37 ТК РФ), о включении данного локального нормативного акта в коллективный договор в качестве приложения.
В силу ч. 4 ст. 8 ТК РФ локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного ст. 372 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению; в таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
Однако, поскольку исходя из вопроса положение об оплате труда является составной частью коллективного договора, несоблюдение порядка учета мнения представительного органа работников не влечет неприменение положения об оплате труда.
Если локальный нормативный акт, устанавливающий системы оплаты труда в организации, принимается в качестве приложения к коллективному договору, то запрашивать мотивированное мнение представительного органа по проекту данного локального нормативного акта работодателю не требуется, поскольку принятие коллективного договора и приложений к нему осуществляется совместно работодателем и представительным органом, в ходе коллективных переговоров по заключению коллективного договора (ст. ст. 36, 37, 40 - 42 ТК РФ), то есть в порядке, отличном от порядка, прописанного в ст. 372 ТК РФ.
Будучи приложением к коллективному договору, то есть правовому акту, обладающему большей юридической силой, чем локальный нормативный акт (ч. 4 ст. 8 ТК РФ), положение об оплате труда является актом совместного нормотворчества (ст. 40 ТК РФ) работодателя и работников (первичной профсоюзной организации).
А.Б.Иванов
Общероссийское отраслевое
объединение работодателей
"Союз работодателей атомной
промышленности, энергетики и науки России"
20.03.2015