Вопрос: В ходе проверки, которую проводила государственная инспекция труда, выявлено, что работники организации, осуществляющей работы в сфере добычи газа, проводя ремонтные работы, использовали неисправный слесарный инструмент и приспособления, выданные работодателем. Работодатель был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение Правил безопасности при работе с инструментом и приспособлениями РД 34.03.204 (утв. Минэнерго СССР 30.04.1985, Постановлением Президиума ЦК профсоюза рабочих электростанций и электротехнической промышленности от 27.03.1985, протокол N 42). Является ли нарушение Правил безопасности при работе с инструментом и приспособлениями РД 34.03.204 основанием для привлечения работодателя к административной ответственности, учитывая, что Правила РД 34.03.204 обязательны для организаций энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, а работодатель занимается добычей газа?
Ответ: Поскольку организация в своей деятельности эксплуатирует инструменты и приспособления до принятия нормативного правового акта, устанавливающего государственные нормативные требования охраны труда при работе с инструментом и приспособлениями, работодателю следует руководствоваться нормами Правил безопасности при работе с инструментом и приспособлениями РД 34.03.204 (утв. Минэнерго СССР 30.04.1985, Постановлением Президиума ЦК профсоюза рабочих электростанций и электротехнической промышленности от 27.03.1985, протокол N 42 (далее - Правила)), неисполнение которых может повлечь административную ответственность.
Обоснование: Согласно п. п. 1.1 и 1.4 Правил они обязательны для персонала, выполняющего ремонтно-эксплуатационные, строительные, монтажные и наладочные работы с применением грузоподъемных механизмов, приспособлений и инструмента на предприятиях и в организациях Министерства энергетики и электрификации СССР и министерств жилищно-коммунального хозяйства союзных республик; отступления от этих Правил не допускаются, за исключением случаев введения в действие новых нормативов по охране труда.
Согласно ст. ст. 22 и 211 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, которые содержатся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации. Государственными нормативными требованиями устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
В силу ст. 12 ТК РФ закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, либо отдельные их положения прекращают свое действие, в частности, в связи с вступлением в силу другого акта равной или высшей юридической силы.
В соответствии с пп. 5.2.28 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 610, Минтруд России уполномочен принимать правила по охране труда и типовые инструкции по охране труда, стандарты безопасности труда. Во исполнение своих полномочий Минтруд России подготовил проект приказа Минтруда России "Об утверждении Правил по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями".
Поскольку организация в своей деятельности эксплуатирует инструменты и приспособления до принятия нормативного правового акта, устанавливающего государственные нормативные требования охраны труда при работе с инструментом и приспособлениями, работодателю следует руководствоваться нормами Правил, неисполнение которых может повлечь административную ответственность по ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях (нарушение законодательства о труде и охране труда).
Следует отметить, что имеется судебная практика, согласно которой неисполнение положений Правил может стать причиной привлечения работодателя к ответственности (см. Кассационное определение Волгоградского областного суда от 15.12.2011 по делу N 33-15984/2011, Апелляционное определение Тульского областного суда от 29.04.2014 по делу N 33-944, Решение Московского городского суда от 26.12.2011 по делу N 7-2894).
О.И.Широкова
Консультационно-аналитический центр
по бухгалтерскому учету
и налогообложению
20.03.2015