Вопрос: Организация выпускает корпоративную газету, которая распространяется среди ее работников бесплатно и служит цели доведения до работников информации о новостях организации, происходящих изменениях в ее структуре и принятых локальных актах организации.
Может ли организация учесть в расходах в целях налога на прибыль документально подтвержденные затраты на выпуск корпоративной газеты, а именно затраты на услуги журналиста и выпуск корпоративной газеты в типографии?
Ответ: По нашему мнению, организация вправе учесть в расходах в целях налога на прибыль документально подтвержденные затраты на выпуск корпоративной газеты, если подтвердит, что указанная корпоративная газета не содержит рекламных сведений и служит источником информации о показателях работы организации и иной производственной информации, о принятых локальных актах организации и распространяется только на территории самой организации.
Указанный вывод поддерживают и арбитражные суды.
Вместе с тем Минфин России придерживается мнения о том, что, если корпоративная газета распространяется на безвозмездной основе, расходы в виде стоимости такой продукции не учитываются для целей налогообложения на основании нормы п. 16 ст. 270 Налогового кодекса РФ.
Обоснование: На основании п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно пп. 18 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на управление организацией или отдельными ее подразделениями, а также расходы на приобретение услуг по управлению организацией или ее отдельными подразделениями.
При этом к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся и другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).
ФАС Московского округа в Постановлении от 18.11.2009 N КА-А40/12012-09 по делу N А40-87477/08-140-431 отметил, что затраты общества по изданию корпоративной газеты и радио не содержали рекламной информации, поэтому учитываются в составе управленческих расходов. Для целей исчисления налога на прибыль эти расходы учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией в качестве расходов на управление, и не противоречат п. 1 ст. 252, пп. 18 п. 1 ст. 264 НК РФ.
ФАС Центрального округа в Постановлении от 22.06.2009 по делу N А68-АП-207/14-05 указал, что расходы на печатание корпоративной газеты обоснованно признаны судами затратами на управление предприятием, поскольку указанные расходы обусловлены целями получения дохода и документально подтверждены.
ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 15.01.2007 N Ф04-8741/2006(29775-А27-26) по делу N А27-11767/2006-6 также признал расходы на выпуск корпоративной газеты обоснованными и производственно необходимыми, поскольку названная газета является источником информации о показателях работы всего коллектива, его участков, планов работы, иной производственной информации, газета распространяется на территории общества.
По нашему мнению, организация на основании пп. 18, 49 п. 1 ст. 264 НК РФ вправе учесть в расходах в целях налогообложения прибыли документально подтвержденные затраты на выпуск корпоративной газеты, если подтвердит, что указанная корпоративная газета не содержит рекламных сведений и служит источником информации о показателях работы организации и иной производственной информации, о принятых локальных актах организации и распространяется только на территории самой организации.
Вместе с тем следует учесть, что в силу п. 16 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей, если иное не предусмотрено гл. 25 НК РФ.
Минфин России в Письме от 15.08.2013 N 03-03-06/1/33241 придерживается мнения о том, что, если корпоративная газета распространяется на безвозмездной основе, расходы в виде стоимости такой продукции не учитываются для целей налогообложения на основании указанной нормы п. 16 ст. 270 НК РФ.
П.Н.Зюков
Юридическая компания "Юново"
13.05.2015