Вопрос: Вправе ли казенное учреждение при осуществлении конкурса на выполнение работ привлечь в качестве экспертной организации бюджетное учреждение, если оба учреждения имеют одного общего учредителя - администрацию муниципального образования?
Ответ: Казенное учреждение вправе при осуществлении конкурса на выполнение работ привлечь в качестве экспертной организации бюджетное учреждение, если оба учреждения имеют одного общего учредителя - администрацию муниципального образования.
Обоснование: В соответствии со ст. 58 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при проведении конкурсов в целях обеспечения экспертной оценки конкурсной документации, заявок на участие в конкурсах, осуществляемой в ходе проведения предквалификационного отбора участников конкурса, оценки соответствия участников конкурсов дополнительным требованиям заказчик вправе привлекать экспертов, экспертные организации.
На основании п. 15 ст. 3 Закона N 44-ФЗ используется следующее понятие эксперта, экспертной организации: обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, либо юридическое лицо (работники юридического лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла), которые осуществляют на основе договора деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам в случаях, предусмотренных Законом N 44-ФЗ.
В силу ч. 2 ст. 41 Закона N 44-ФЗ к проведению экспертизы в случаях, предусмотренных Законом N 44-ФЗ, не могут быть допущены:
1) физические лица:
а) являющиеся либо в течение менее чем двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, являвшиеся должностными лицами или работниками заказчика, осуществляющего проведение экспертизы, либо поставщика (подрядчика, исполнителя);
б) имеющие имущественные интересы в заключении контракта, в отношении которого проводится экспертиза;
в) являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными с руководителем заказчика, членами комиссии по осуществлению закупок, руководителем контрактной службы, контрактным управляющим, должностными лицами или работниками поставщика (подрядчика, исполнителя) либо состоящие с ними в браке;
2) юридические лица, в которых заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) имеет право распоряжаться более чем двадцатью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, либо более чем двадцатью процентами вкладов, долей, составляющих уставный или складочный капитал юридических лиц;
3) физические лица или юридические лица в случае, если заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) прямо и (или) косвенно (через третье лицо) может оказывать влияние на результат проводимой такими лицом или лицами экспертизы.
Как следует из приведенных положений, перечень лиц, которые не могут быть допущены к проведению экспертизы в целях Закона N 44-ФЗ, является исчерпывающим.
Ограничений по привлечению бюджетного учреждения в качестве экспертной организации при осуществлении закупок другим учреждением (в том числе казенным, если у обоих учреждений общий учредитель) Законом N 44-ФЗ не предусмотрено.
Таким образом, казенное учреждение вправе при осуществлении конкурса на выполнение работ привлечь в качестве экспертной организации бюджетное учреждение, если оба учреждения имеют одного учредителя - администрацию муниципального образования.
Ю.М.Лермонтов
Государственный советник
Российской Федерации
3 класса
17.12.2015